Мутновский: закрыли – значит, опасно и сложно, идем

23 июля 2025, 11:10

Туротрасль Камчатки лихорадит: путешественники сталкиваются с различными запретами и помехами. Недавно сотни туристов потеряли деньги из-за отмены выходов в море. Ранее был запрещен маршрут по вулкану Мутновский, и уже два года этот объект закрыт для посещений. Эксперты отмечают, что запреты только мешают. Для поддержки туризма и экономики Камчатки нужно развивать экскурсионные возможности природных объектов региона.

pikabu.ru
Читайте Monocle.ru в

Почувствовать себя частью природы

Вулканы — самая ценная сторона Камчатки для туристов. Где их еще увидишь? Ради вулканов туристы стремятся в такое далекое путешествие. Однако есть у региона жемчужина, которая уже больше двух лет недоступна для посещения — это вулкан Мутновский. Сюда всегда ходили массово. Плюсов было много: до Мутновского недалеко от столицы Камчатского края, Петропавловска-Камчатского, при этом вулкан невероятно красив и богат на необычные вулканические проявления, более того — можно было дойти до самого кратера, вот уж где завораживающее зрелище!

Однако местные власти Мутновский закрыли. Из соображений безопасности: опасались осыпания грунта со склонов вдоль туристического маршрута. Все бы ничего, если бы хотя бы шла какая-то работа над устранением этих опасностей. Но камчатские турагенты отмечают, что этого не происходило. А вот туристы при этом постоянно запрашивали возможность отправиться на вулкан Мутновский и были расстроены отказами.

Недавно появилась информация о том, что камчатские профильные ведомства и руководство региона все же вспомнили о Мутновском: якобы есть планы открыть другой маршрут по склону вулкана. Будет ли это осуществлено или это только обещания, покажет время. Но пока местные камчатские эксперты обсуждают, что новая тропа будет очень сложной для преодоления, и вряд ли рядовые туристы смогут ходить на Мутновский по этому маршруту. А в этом случае, получается, проблема не решится, и вулкан все равно на практике останется недоступным.

«Мутновский — природный символ и одна из ключевых достопримечательностей Камчатки. Именно такие точки притяжения делают регион узнаваемым во всем мире: туристы приезжают “за вулканами” и именно ради Мутновского готовят экспедиции», — отмечает Юлия Зубарик, генеральный директор компании «Мастер'c План», ведущий российский градостроитель, урбанист, путешественница, участница экстремальных стартов и восхождений.

Юлия поделилась с нами своим опытом: она трижды бывала на Камчатке, поднималась на вулканы и занималась фрирайдом и хели-ски на сноуборде, и это действительно яркое впечатление для любого путешественника: «Каждая экспедиция — это не только физический вызов, но и возможность почувствовать себя частью природы и ее процессов. Например, осенью 2022 года я поднялась на Авачинский вулкан (2741 метра), а в сентябре 2024 года было восхождение на вулкан Толбачик (3600 метра) — 15 часов непрерывного движения. Перед этим у нас были тренировки: пробежки на сопку Горячая, это было отличной подготовкой к большому подъему и помогло полностью отключиться от внешнего мира физически и психологически. Такие восхождения сплоченной командой с ночевками в палатках на ветру оставляют много воспоминаний и эмоций. Во время подъёма сознание сужается до самого необходимого — ощущений тела, перемен погоды, поддержки команды и чувства единства с участниками экспедиции».

Восхождения — это командная практика и одновременно пространство для личных инсайтов, рассказывает эксперт: «Оказавшись вместе на вершине, ощущаешь не только гордость, но и общее эмоциональное единение группы: даже молчание становится знаковой частью этого опыта. Ради этой силы и заряда энергии многие возвращаются на Камчатку снова и снова».

Запреты как барьеры

Обладая большим опытом в развитии территорий, Юлия Зубарик напоминает, что туристический интерес напрямую поддерживает экономику: «Туризм обеспечивает рабочие места в сервисе, транспорте, экскурсионном обслуживании, а также доходы малых бизнесов — от проживания до питания и сувениров. Регулярно посещаемые уникальные объекты становятся локомотивами развития территорий — чем больше туристов, тем больше инвестиций, идет улучшение инфраструктуры, комплексное развитие региона. Закрытие и уменьшение количества таких маршрутов, как, например, Мутновский, ведет к потере привлекательности Камчатки и тормозит экономический рост».

Запреты в сфере туризма на Камчатке действительно вредят ситуации. Например, этим летом камчатские турфирмы понесли убытков на сумму не менее 50 млн рублей: в связи с военными учениями была закрыта Авачинская бухта, в итоге туристы, которые хотели отправиться на морские прогулки, вынуждены были внезапно менять свои планы и потеряли большие деньги. Как отмечали в Ассоциации туриндустрии, в простое оказались 55 катеров, и более полутысячи клиентов не смогли выйти в море. Причем в ряде случаев туристы, в ожидании все же получения разрешения на выход в море, провели на борту катеров несколько часов, и все же сошли на берег. При этом аренда катера стоила до 300 тысяч рублей. Туроператорам пришлось обращаться к военным ведомствам и губернатору Камчатского края Владимиру Солодову с просьбой разобраться с проблемой, а в итоге уже начали получать от потребителей претензии и иски.
И это показатель того, как Камчатка развивает у себя туризм.

Отсутствие внимания — главная опасность для природы

По мнению Юлии Зубарик, заброшенность уничтожает природу куда быстрее, чем контролируемый туризм. «Когда маршруты закрывают без альтернатив, люди всё равно идут — только не по тропе, а где придётся (и эффект запретного плода - всегда присутствует), а особенно у любителей и ценителей экстремального. Закрыли – значит, опасно и сложно, идем! — поясняет эксперт. — Да и страдают не только склоны, но и сама идея охраны природы. Вместо того чтобы ставить шлагбаум, куда разумнее было бы вложиться в укрепление тропы, установить ограждения, сделать информационные щиты и наблюдение. Это дешевле, чем убирать последствия хаотичного хождения и восстанавливать рушащиеся склоны. Закрытый Мутновский разваливается куда быстрее, чем открытый и обслуживаемый».

Таким образом, антропогенный фактор — контролируемый и не критичный — гораздо менее губителен, чем отсутствие внимания и необходимых мер по профилактике оползней, укреплению склонов и поддержанию экотропы, убеждена Юлия Зубарик: «Заявленная причина закрытия — опасность осыпи — не повод для полного запрета, а сигнал к инфраструктурным работам, которые обеспечили бы и безопасность людей, и сохранность самой тропы».

Закрытие Мутновского негативно влияет на развитие Камчатского края. «Это тревожный сигнал об утрате связи с местом, которое формирует лицо Камчатки. И пока маршрут остается законсервированным, вместе с ним замораживается и колоссальный культурный, туристический и человеческий потенциал региона, — считает Юлия Зубарик. — Открытие и грамотное обустройство маршрута на Мутновский необходимы для поддержки туризма, экономики Камчатки и сохранения живого интереса к уникальной природе региона. Это точка роста и вдохновения для людей по всей стране — место, где каждый может преодолеть себя и открыть новые горизонты — как физически, так и внутренне. Сохранность таких мест зависит не от запретов, а от профессиональной работы по благоустройству и сопровождению туристических потоков».