Плейлист для маркетплейса: закон о платформах уже подписан

Андрей Качин
приглашенный обозреватель Monocle.ru
3 августа 2025, 15:43

Скорость роста электронной коммерции ускорила принятие законопроекта о её регулировании. Первое чтение состоялось в июле, а 31 числа того же месяца закон был уже подписан президентом РФ. Документ вступит в силу с 1 октября 2026 года, и этот срок тоже примечателен.

АЛЕКСАНДР КАЗАКОВ/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Необходимость разработки регулирующих мер в области электронной коммерции вызвана ее быстрым ростом и превращением в один из крупнейших секторов экономики. Электронный рынок во всем мире растет примерно вдвое быстрее, чем потребительский рынок в целом.

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, объем продаж в интернете вырос в четыре раза всего за четыре года, а его доля в розничных продажах увеличилась до 15%. В прошлом году число заказов, которые выполнили маркетплейсы на российском рынке, превысило шесть миллиардов.

Ключевой вопрос регулирования – обеспечение качества поставляемой продукции. Вопрос этот и до, и после первого чтения дискутировался весьма остро. Критики отмечали, что по мере подготовки прописываемая в законопроекте должная степень взыскательности администрации маркетплейса к сертификатам товаров все время уменьшалась. Лоббисты платформ упрекали критиков в злопыхательстве. Насколько высоким оказался заслон против контрафакта, еще предстоит оценить объективным специалистам.

А согласно букве закона, предусмотрена обязательная проверка продавцов на маркетплейсах через единую систему идентификации и аутентификации, а также госреестры перед допуском на платформу. В целях обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов цифровых платформ с налоговыми и другими государственными органами. 

На случай, если что-то “не то” от продавца к покупателю все же просочится )пусть и со всеми разрешениями), закреплена возможность упрощенного возврата некачественной продукции.

Также, платформы должны предоставлять информацию о соответствии предлагаемых товаров требованиям Евразийского экономического союза на основании Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании. 

Россия – среди лидеров мировой электронной коммерции. Доля потребительского рынка, захваченная электронными сетями, у нас примерно равна аналогичной доле в США и превышает показатели таких стран как Япония, Сингапур, Канада и др. А в лидерах по-прежнему страны Азии – Китай, где доля интернет-рынка составляет около половины всей розничной торговли, Южная Корея, Индонезия с неожиданно примкнувшей к азиатским странам Великобританией, где аналогичный показатель примерно равен 30 процентам.

После взрывного роста на 20-30 процентов в год в период 2015-2020 годов мировая электронная коммерция переживает фазу стабилизации. Рост сохраняется, но уже на более скромном уровне 7-8 процентов в год, что, однако, все ещё более чем вдвое превосходит общие темпы роста мирового потребительского рынка.

Взрывная фаза развития электронной торговли астрономически обогатила пионеров этого рынка – американскую Amazon, китайскую Alibaba и другие. Настолько астрономически, что основатель Amazon Джефф Безос потерял в конце концов интерес к отправке товаров из точки А в точку Б и увлекся запуском космических аппаратов. Он хочет конкурировать с Илоном Маском по численности спутниковой группировке для распространения глобального широкополосного интернета.

В России лидер рынка – компания Wildberries. За ней следует живописная группа частных и институциональных платформ от сберовского «Купера» до народной «Авито».

Характерно, что с развитием платформ усиливается их стремление поставить под контроль не только виртуальный, но и реальный бизнес. Платформы покупают производителей товаров, логистические компании. Некоторые из них, правда без оглушительного успеха, пытаются открывать розничные филиалы в обычном формате.

Но если кто-то ждал, что закон позволит понять, что такое цифровые торговые платформы в юридическом смысле, то, кажется, он будет разочарован. Судите сами. В принятом документе дается определение платформенной экономики как совокупности «организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Закон вступает в силу, как уже было сказано, в октябре будущего года. Сторонники скорейшего принятия, заинтересованные в том, чтобы повысить ответственность маркетплейсов за процедуры и результаты деятельности, настаивали на весне 2026 года. Их оппоненты из Минэкономразвития, уверяя, что платформам нужна просто-таки уйма времени для налаживания новых отношений с регулирующими органами, относили время вступления закона в силу на март 2027 года. Итогом как видим, стал разумный, будем считать, компромисс.