В китайском Тяньцзине проходит юбилейный, 25-й по счету саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в котором принимают участие лидеры более двух десятков стран. Особое внимание, естественно, привлечено к лидерам Большой тройки: Владимиру Путину, Си Цзиньпину и Нарендре Моди. В США особенно пристально следят за переговорами между Председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Индии Нарендрой Моди, который посетил Поднебесную впервые за 7 лет.
Отношения как между руководителями Китая и Индии и странами после очередной вспышки территориальных споров в 2020 году были очень натянутыми. Этим обострением попытались воспользоваться в Вашингтоне, чтобы окончательно перетянуть Нью-Дели на свою сторону и превратить Индию в противника Поднебесной. Еще в прошлом году казалось, что еще немного и американцам удастся дожать индийцев и сделать из них пусть и не таких же близких и надежных союзников, как Япония и Южная Корея, но все же достаточно близких для сдерживания Пекина. Однако с возвращением в Белый дом в январе этого года Дональда Трампа ситуация неожиданно резко изменилась: от ухаживания за Нью-Дели в Белом доме перешли к конфронтации. Причины столь внезапного изменения курса в отношении самой многонаселенной страны на планете в Вашингтоне требуют тщательного анализа и изучения, но одно ясно уже сейчас: определенную и, не исключено, немалую роль в этом сыграли не самые лучшие отношения между лидерами стран. После того, как в Нью-Дели обиделись на президента Трампа, совершенно незаслуженно, по мнению индийцев, попытавшегося приписать себе роль миротворца в урегулировании майского вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном, отношения между Трампом и Моди резко испортились. Это привело к вводу американских тарифов на индийский импорт сначала в размере 25%, а затем — к их удвоению за то, что индийцы в огромных количествах покупают у России нефть и оружие.
«Китай выступает против высоких тарифов, введенных против Индии,- заявил в августе посол КНР в Индии Сюй Фэйхун.- Мы будем твердо поддерживать Индию».
Отношения между Дональдом Трампом и Нарендрой Моди испортились так сильно, что индийский премьер, по данным западных СМИ, как минимум 4 раза отказывался разговаривать с американским коллегой по телефону.
На фоне резкого охлаждения отношений между США и Индией сейчас происходит их восстановление между Нью-Дели и Пекином. Многие политологи считают, что сильный толчок нормализации отношений между двумя самыми многонаселенными экономиками планеты будет придан в Тяньцзине. Си и Моди уже пообещали решить главную проблему – территориальные споры в Гималаях, неоднократно приводившие к вооруженным конфликтам.
Выступая на саммите ШОС, Нарендра Моди заявил, что отношения с Китаем двигаются в «значимом направлении» и что «на границе после разъединения сложилась спокойная обстановка». Стороны согласились, что территориальные вопросы не должны определять отношения между двумя странами.
Моди заявил Си Цзиньпину, что Индия полна решимости улучшать отношения с восточным соседом.
«Мы полны решимости улучшать наши отношения с Китаем на базе взаимного уважения, доверия и интересов»,- заявил премьер Моди на встрече с Си.
Индийский лидер подчеркнул важную роль мирной обстановки в приграничных районах для продолжения улучшения и развития отношений между Индией и КНР, сообщает МИД Индии.
«Правильный выбор для наших стран – быть друзьями, между которыми существуют добрососедские и дружественные отношения; быть партнерами, помогающими друг другу достигать успехов, и исполнять танец слона и дракона,- заявил Си в ответном слове.- Пока мы будем партнерами, а не соперниками и будем создавать возможности для сотрудничества, а не угрозы, китайско-индийские отношения будут процветать и двигаться вперед».
Китайский лидер сделал конкретные предложения для улучшения отношений с Индией: усиление «стратегической коммуникации», углубление взаимного доверия, расширение сотрудничества для достижения взаимной выгоды и уважение взаимных интересов.
Пекин согласился отменить ограничения на экспорт редкоземельных металлов, удобрений и техники и оборудования для прокладки тоннелей. Пекин и Нью-Дели договорились возобновить переговоры по границе, выдачу виз и прямое воздушное сообщение. Китайские власти также разрешили индийским паломникам, причем еще в июне посетить священные места буддизма и индуизма в Тибете.
Среди серьезных разногласий, кроме территориальных споров, следует назвать начавшееся в Китае недалеко от границы с Индией строительство очень большой плотины, которая, боятся в Индии, может очень сильно уменьшить объем воды в Брахмапутре. На территории Индии находится духовный лидер буддистов Далай-лама, которого Пекин обвиняет в сепаратизме. Нелегко будет решить и противоречия, возникающие из тесной дружбы между Пекином и Пакистаном, которому китайцы оказывают не только экономическую и дипломатическую, но и военную поддержку.