Предложение главы Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Валерия Фадеева задуматься об отъезде из России семьям мигрантов, чьи дети не ходят в школу, уже успели окрестить слишком жестким.
Однако на деле речь идет как раз об обеспечении прав детей, причем как россиян, так и приезжих.
Предварял это предложение вступивший в силу в апреле нынешнего года закон об условиях зачисления в школы детей мигрантов: их обязали сдавать тест на знание русского языка. Ведь логично, что ребенок, который идет в школу в России, должен будет как-то разговаривать с учителями и сверстниками, и удивительно, что на протяжении многих лет никто не удосуживался эти знания проверять. Быть может, такое не приходило в голову из-за памяти о некогда едином пространстве и об общей истории. Однако первые результаты тестирования удивили еще больше и продемонстрировали, что пресловутая историческая общность народов, входивших в Советский Союз, стремительно уходит в прошлое: дети и их родители, в отличие от предыдущих поколений, зачастую вовсе не говорят по-русски.
Интересно, что критика долгожданных новаций, упорядочивающих ситуацию в миграционной сфере, нередко сводится к обеспечению прав человека: дескать, любые ограничения нарушают права мигрантов. Однако такая логика не выдерживает критики. Например, сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская заявила, что запрет принимать не освоивших русский язык детей мигрантов в школы вреден, а государство должно помочь приезжим за свой счет, иначе дети пополнят армию слоняющихся без дела по улицам подростков и не смогут интегрироваться в российское общество.
Но напомним, что тестирование заработало лишь в апреле этого года, а в мае выяснилось, что 81% заявителей отсеялись еще на этапе подачи документов. Всего на тестирование к 14 мая записались лишь 1762 ребенка. Сдать тест, то есть продемонстрировать приемлемый уровень владения русским языком, удалось… 27 из них.
Удивительная цифра, которая особенно тревожно смотрится рядом с другими, не так давно обнародованными МВД России: из 785 593 несовершеннолетних иностранных граждан, находящихся на данный момент в нашей стране, образование получают лишь 192 254 человека, то есть 24,5%. И возникает вопрос, все ли в порядке у большинства из этих детей даже не с русским языком, а с будущим. Как они станут жить дальше, вообще не получив образования в современном технологичном и требовательном к его уровню мире?