В начале июля истек срок отсрочки повышенных таможенных тарифов на импорт (для разных стран от 10 до 145%), введенных президентом США Дональдом Трампом в начале апреля и тут же отложенных на три месяца с обещанием за этот срок заключить торговые соглашения со всеми странами.
Но три месяца прошли, а глава Белого дома пока может похвастаться немногим. Заключено торговое соглашение с Китаем: пошлина на китайские товары в США составит 55%, а на американские в Китае — 10%. Трудно сказать, как долго китайские предприятия смогут экспортировать свою продукцию в США при столь высокой пошлине, явно превышающей рентабельность производства. Возможно, Пекин, ранее обещавший зеркально отвечать на любые американские пошлины, согласился на несправедливые условия торговли, чтобы избежать массовой остановки производств и социальной нестабильности. Текст торгового соглашения не опубликован, и, возможно, китайские власти рассматривают его как временное решение.
США также заключили рамочное торговое соглашение с Великобританией, однако остаются нерешенными вопросы смягчения британских стандартов пищевой безопасности, в частности разрешения ввозить обработанную хлором американскую курятину и говядину, выращенные с применением гормонов роста, а кроме того, вопрос либерализации британского госрегулирования цен на медикаменты. Помимо этого Белый дом объявил о заключении торгового соглашения с Вьетнамом: американский экспорт в эту страну освобождался от пошлин, а вьетнамские товары в США облагались 20-процентной пошлиной. Но затем выяснилось, что руководство Вьетнама не считает, что торговое соглашение с США было заключено, и призвало снизить торговые пошлины с 20 до 10–15%.
Остальные страны проигнорировали угрозы Трампа ввести с 9 июля повышенные пошлины и оказались правы: глава Белого дома объявил, что откладывает их введение до 1 августа, но «точно в последний раз». А для убедительности президент США начал рассылать письма руководителям разных стран с будущими торговыми тарифами, которые ожидают их через три недели, если не поторопятся заключить с США новое торговое соглашение. В частности, Филиппинам Белый дом угрожает таможенной ставкой в 20%, Японии, Южной Корее, Молдавии, Казахстану, Брунею и Малайзии — в 25%, ЮАР, Алжиру, Ливии и Ираку — в 30%, Канаде — в 35%, Таиланду — в 36%, Мьянме и Лаосу — в 40%, а Бразилии — в 50%. Странам БРИКС Трамп пообещал ставку в 10%. В связи с этим возникает вопрос: Бразилия как страна БРИКС будет платить 10-процентную пошлину на экспорт в США или к ее 50% добавят еще 10%?