Полвека назад на орбите Земли произошло знаменательное событие. Экипажи двух космических миссий — советского корабля «Союз» и американского корабля «Аполлон» — совершили стыковку и неполные двое суток работали вместе. Первый в истории пилотируемой космонавтики международный полет запомнился не только фейерверком технических достижений. Успешное выполнение программы «Союз — Аполлон» доказало, что космос может быть не только ареной противоборства двух сверхдержав, но и сферой сотрудничества в интересах всего человечества. Сегодня, когда градус конфликтности на планете как никогда высок, этот урок особенно важен. У эскалации была альтернатива даже в разгар холодной войны. Хочется надеяться, что есть она и сегодня.
От триумфа к кризису
В июле 1969 года американские астронавты миссии «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились на Луне и благополучно вернулись на Землю. Пилотируемый этап лунной гонки выиграли США, взяв реванш за Спутник и Гагарина. В то же время СССР вырвался вперед в исследованиях Луны и Венеры автоматическими станциями, мы также лидировали в направлении пилотируемых станций на орбите Земли.
Для США лунный триумф оказался в каком-то смысле пирровой победой в финансовом и политическом смысле. Программа поглотила колоссальные ресурсы (около 4% федерального бюджета на пике, что кратно больше всего годового бюджета NASA в наше время). После достижения главной цели — победы над СССР в престижной гонке — общественный и политический интерес к ней резко упал. Зрительские рейтинги существенно снизились после «Аполлона-11», а авария на «Аполлоне-13», едва не закончившаяся фатально, подорвала доверие к космической программе. Оправдать столь гигантские расходы на фоне земных проблем (война во Вьетнаме, социальные волнения) стало невозможно.