В июле 2025 года индекс промышленного оптимизма (ИПО), рассчитанный по результатам опросов промышленных предприятий, которые проводит Сергей Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, продолжил снижаться, достигнув −13,7 пункта.
Это третий по глубине спад ИПО в нынешнем веке: ниже индекс опускался только в разгар мирового финансово-экономического кризиса 2007–2009 годов (−34,9 пункта в декабре 2008-го) и в кульминацию пандемии COVID-19 (−27,3 пункта в апреле 2020-го). После достижения локального максимума в марте 2024 года (+21,6 пункта) в дальнейшем ИПО практически монотонно месяц за месяцем скользит вниз.
Определенно негативная динамика продаж и утрата оптимизма планами выпуска увеличивает неудовлетворенность предприятий текущими объемами спроса. В июле доля оценок «ниже нормы» выросла до 61% и превзошла кризисные пики 2016 и 2020 годов.
В июле 2025 года в российской промышленности впервые с августа 2022-го планы снижения выпуска возобладали над планами их роста — баланс производственных намерений стал отрицательным.
Индекс ВВП с исключенными сезонной и календарной компонентами в мае остался на уровне предыдущего месяца после роста на 0,5% в апреле. По итогам пяти месяцев рост ВВП оценивается в 1,5% к январю‒маю 2024 года, сообщил Институт ВЭБ.РФ.
В мае положительную динамику показали как добывающие (0,2%), так и обрабатывающие (3,3%) производства. Выросли розничная торговля (0,4%) и общественное питание (2,1%). Волатильной остается динамика строительного сектора. После апрельского роста почти на 5% объем строительства в мае сократился на 2%. Третий месяц подряд снижаются объемы грузовых перевозок, причем в мае сокращение грузооборота происходило по всем видам транспорта. Уменьшились также объемы оптовых продаж, главным образом за счет сокращения торговли инвестиционным оборудованием.
«Перегрев в экономике, то есть опережающий производственные возможности экономики уровень спроса, который сформировался в 2023–2024 годах, продолжил уменьшаться во втором квартале», — констатирует Банк России в свежем выпуске аналитического бюллетеня «О чем говорят тренды».
По мнению специалистов ИНП РАН, ключевым позитивным фактором, поддерживающим экономическую динамику, является сохранение высокой занятости: число занятых в мае нынешнего года составило 74,5 млн человек против 74,1 млн годом ранее.
Сезонно сглаженный индекс потребительских расходов населения в реальном выражении в июне снизился на 0,2% к предыдущему месяцу — впервые с начала текущего года, свидетельствуют данные «СберИндекса». Расходы на продовольствие снизились на 0,6% по отношению к маю, сжатие покупок непродовольственных товаров было чуть меньшим (−0,2%). Общепит тоже показал снижение: −0,1% к маю. Услуги в июне стали исключением: траты на них выросли на 0,3%.
По данным июльского отчета Альфа-банка о состоянии потребительского сектора, частное потребление во втором квартале снизилось по отношению к январю‒марту, особенно в сегментах продовольственных и непродовольственных товаров. Весной основной рост обеспечивали категории бытовой техники, электроники, строительных и ремонтных товаров. Начиная с июня наблюдается смещение динамики к стабилизации и снижению по этим направлениям.
Тем не менее реальные зарплаты в первом полугодии (за исключением марта) росли быстрее потребительских расходов, что создает предпосылки — при снижении привлекательности сбережений по мере смягчения денежно-кредитной политики ЦБ — для активизации потребительского спроса.
За первую половину 2025 года российский рубль в реальном выражении подорожал на 28% к корзине стран — торговых партнеров, при этом по отношению к доллару и юаню рубль укрепился почти на треть, к евро — на 22%. К середине года темпы укрепления рубля снизились. Этому способствовала стабилизация торгового баланса в апреле‒мае, в том числе в токсичных валютах. Положительное сальдо товарной торговли в таких валютах в мае увеличилось на 15%, до 1,23 млрд долларов.