Sokolov продан на взлете

Перед продажей Sokolov начал превращаться в фешен-бренд
Читать на monocle.ru

Поиск инвестиций для дальнейшей реализации масштабных планов у ювелирной компании Sokolov неожиданно обернулся продажей всего бизнеса.

На прошлой неделе управляющая компания ювелирного холдинга Sokolov –– Welvart Holding AG DMCC (ОАЭ) –– объявила о продаже 100% акций АО «Ювелит», АО «Лакса Трейдинг» и их дочерних компаний (ООО «СВ Ритейл» и АО «Кварт») акционерному обществу «Аурум Бокс», принадлежащему российскому частному инвестору Антону Паку. Потомственный владелец ювелирного холдинга Sokolov Артем Соколов продал бизнес, включающий в себя несколько ювелирных заводов, розничную сеть, собственный интернет-магазин, оптовое направление, бренды холдинга Sokolov, SKLV и Diamant и прочие активы. Артем Соколов полностью выходит из бизнеса компании и сфокусируется на венчурных инвестициях и высокотехнологичных проектах, а также продолжит поддерживать Благотворительный фонд семьи Соколовых.

Как указано в сообщении компании, новый владелец компании Антон Пак специализируется на управлении инвестициями на рынке акций, облигаций и коммерческой недвижимости. В открытых источниках сообщается, что он является управляющим партнером частного фонда прямых инвестиций К2 Group, совладельцем фармацевтической компании «Нанолек», а в прошлом работал в ряде ведущих российских банков: ВЭБе, МФК, Росбанке.

Эксперты определяют эту сделку как крупнейшую на российском розничном рынке за последнее время и оценивают сумму продажи в 30–40 млрд рублей. По данным МСФО, консолидированная выручка группы Sokolov за 2024 год составила 60,5 млрд и выросла на 41% год к году, а чистая прибыль — 6 млрд, на 36% больше, чем годом ранее, EBITDA — 13 млрд, долг/EBITDA — 1,1. Рентабельность бизнеса по чистой прибыли в 10% — средний для российской непродовольственной розницы показатель. Например, рентабельность по чистой прибыли у ООО «Эсперанс», являющегося юридическим лицом бренда Ekonika (производство и продажа обуви и аксессуаров), составляет 16,8%, у «Хэндерсон Фэшн Групп» (производство и продажа мужской одежды) — 14,6%, а у розничной сети «Золотое яблоко» с общей выручкой в 155,5 млрд рублей всего 2,4%.

Sokolov — одна из крупнейших российских ювелирных групп (см. график), которая последние несколько лет поражала стремительностью своего развития. С 2020 года компания выросла в пять раз и занимает сегодня первое место по объемам производства и второе — по объемам розничных продаж на рынке ювелирной розницы.

Компания была основана родителями Артема Еленой и Алексеем Соколовыми в 1993 году. Артем получил от родителей бизнес в 2014-м. На тот момент он представлял собой ювелирное производство в поселке Красное-на-Волге в Костромской области. Со временем фабрика модернизировалась, расширялась, были куплены новые мощности. В настоящее время АО «Ювелит», производственное подразделение компании, объединяет почти 46 тыс. кв. м производственных площадей в Костромской, Ивановской и Ярославской областях и является одним из крупнейших в стране. Более того, как утверждает Артем Соколов, ювелирное предприятие компании — одно из крупнейших в Европе. По его данным, в прошлом году объемы производства увеличились почти вдвое: компания выпустила более 30 млн украшений из золота и серебра общим весом 45 тонн. Ядро ассортимента — золотые и серебряные изделия в массовом сегменте средней сстоимостью в рознице пять-семь тысяч рублей за штуку.

Свой первый магазин компания открыла в 2018-м, через три года их стало уже триста, и только в 2021-м было открыто 250 магазинов. Сейчас число розничных точек перевалило за тысячу. «Компания, которая концентрируется лишь на производстве, не капитализируется», — говорил Артем Соколов в интервью нашему журналу (см. «Украшения в диджитал-обработке», «Эксперт» № 5 за 2022 год). Артем поставил амбициозную цель — создать первый в российской ювелирной отрасли вертикально интегрированный холдинг. В мире таковых единицы: в основном модель развития ювелирных компаний строится в формате «бренд + розница», а производство осуществляется через аутсорсинг.

На российском рынке у Sokolov были и остаются значимые конкуренты, такие как мультибрендовые сети Sunlight и «585*Золотой», которые как раз сосредоточены на развитии розницы и онлайн-продаж, и у них только недавно появилось собственное производство. Сегодня эти федеральные мультибрендовые сети занимают более 50% рынка ювелирных изделий. Доля Sokolov по итогам 2024 года составила 14,8%.

Для достижения своей цели Sokolov было важно нарастить присутствие на рынке: благодаря франчайзингу и наличию сети оптовиков компания выходила в один город за другим, и сегодня ее магазины есть в 260 российских городах. Параллельно она наращивала онлайн-продажи: их доля в выручке в 2024 году достигла 30%. В этом году, несмотря на общий спад в розничной торговле, компания планирует открыть 85 франчайзинговых магазинов, увеличив их число на 30%, до 241 (собственных магазинов у сети 770). Любопытно, что розничные конкуренты холдинга друг за другом отказались от развития франчайзинга и в последнее время закрывали франчайзинговые магазины. В Sokolov свою позицию объясняют наличием у компании разветвленной оптовой сети и желанием оптовиков развивать розницу.

Холдинг решил не ограничиваться развитием в России — параллельно началась экспансия в другие страны. Помимо ближнего зарубежья впервые в истории российская ювелирная компания открыла три магазина в Китае — в Шанхае. И здесь ее цель тоже весьма амбициозна: «Наша цель — стать лидером среди иностранных брендов в ювелирном массмаркет-сегменте Китая и выйти на оборот в 500 миллионов долларов в течение трех-пяти лет», — говорил Артем Соколов.

В соответствии с принятой пятилетней стратегией компании к 2028 году она должна выйти на оборот в 100 млрд рублей. Для реализации этой цели холдинг еще несколько лет назад решил привлекать капитал с рынка (в прежние годы он активно пользовался кредитами ведущих российских банков: Сбера, ВТБ, Совкомбанка). В декабре 2022 года компания разместила облигации на 3 млрд рублей, и неоднократно говорилось о планах выхода на IPO.

Новый владелец компании Антон Пак сообщил, что «бизнес Sokolov будет развиваться, как и раньше, согласно утвержденной стратегии и останется таким же независимым, каким был всегда». Однако именно новому владельцу придется сделать следующий шаг и решать самую сложную задачу — бороться за эффективность всей цепочки, от производства до конечного потребителя, продолжать инвестировать в развитие бренда, в условиях когда ювелирный рынок в целом снижает обороты. Так, по данным INFOLine, если в прошлом и позапрошлом годах ювелирный рынок вырос на 26,3 и 18,1% соответственно, то в этом году темпы роста составят уже не более 14–15%. По разным оценкам платежных систем, количество покупок ювелирных изделий в первом полугодии этого года сократилось на 5–12%.

Ключевое преимущество Sokolov перед конкурентами заключается в том, что компания выросла из продукта, может сама проектировать изделия и гибко реагировать на спрос. «Наша фишка — делать красивые вещи в массовом сегменте. Это то, что мы научились делать. Легко сделать дорогое изделие, а сделать в классном дизайне доступное изделие, сделать его не хуже, чем дорогое, — это то, над чем мы постоянно работаем», — рассказывал Артем Соколов нашему журналу.

Захочет ли новый владелец и дальше развиваться в этом ключе? Не исключено, что, не обремененный узами семейного наследия, он примет решение уйти от монобрендового формата и расширить бизнес и ассортимент розницы за счет товаров других поставщиков и брендов. Как показывает опыт, монобрендовой рознице, завязанной на собственное производство, в условиях кризиса выживать тяжелее всего: сложно производить максимально разнообразный и востребованный ассортимент, трудно контролировать себестоимость и т. д. О том, что Sokolov уже пыталась укрепить свой бренд, свидетельствует недавняя диверсификация ее деятельности: в частности, были запущены производство и продажа аксессуаров из кожи и косметики под брендом Sokolov. Помимо этого компания присматривается к приобретению одежного бренда с налаженным производством и розничной сетью (ходили слухи о переговорах по покупке компании I am studio). То есть бренд из ювелирного начал трансформироваться в полноценный фешен-бренд.