История экономических отношений России и США в последнее столетие напоминает сложный танец — стремительное сближение сменяется резким отдалением, но всегда с взаимной оглядкой. От первых контактов 1930-х, когда американский бизнес в период Великой депрессии ухватился за советские заказы как за спасательный круг, до сегодняшних санкционных противостояний с некоторой зависимостью в ряде отраслей экономики. От экономической «разрядки» 1970-х, которая разбилась о реалии холодной войны, до искренней попытки России стать «своей» в западном мире после крушения Советского Союза, наткнувшейся на постоянное напоминание США, что «лузерам тут не место».
Сегодня, когда зависимость от Китая становится головной болью не только Вашингтона, но, похоже, и Москвы, отношения достигли нового уровня сложности. О том, готовы ли США и Россия, как в 1933 году, снова протянуть друг другу руку, почему Вашингтон хотел бы вырвать Москву из удушающих объятий Пекина и станет ли БРИКС реальной альтернативой западным институтам, мы поговорили с независимым промышленным экспертом Максимом Худаловым.
Признание через отчаяние
— США признали СССР только в 1933 году. Это решение было продиктовано стремлением к экономической выгоде?
— На мой взгляд, здесь присутствовал только экономический аспект. Произошло охлаждение американского самосознания, когда после «ревущих двадцатых» страна верила в неизменность экономического успеха и на этом фоне у них не было нужды смотреть по сторонам и искать новых партнеров. После Великой депрессии, из которой США безуспешно пытались выйти в течение пяти лет, пришло понимание: интересы выживания бизнеса стоят выше политических интересов.