«Идеальный шторм» на российском авторынке сменился на «штиль» — так аналитики характеризуют ситуацию с продажами автомобилей, которые выехали на рекордный в этом году уровень.
После затяжного падения продаж новых машин отечественный авторынок подал признаки стабилизации: по итогам июля 120,6 тыс. новых легковых авто нашли владельцев, что стало рекордным результатом месяца. И хотя по сравнению с июлем 2024-го продажи снизились на 11%, это самое скромное падение за последнее время: например, в апреле, мае и июне рынок по сравнению с аналогичными периодами прошлого года сокращался соответственно на 25, 28 и 28%. Зато прирост июля по сравнению с июнем этого года составил внушительные 34%, и это рекордная динамика в 2025 году (см. график 1).
Аналитики «Автостата» называют текущую ситуацию на рынке «штилем», в то время как, по их словам, еще в начале года здесь бушевал «идеальный шторм». По их мнению, в середине лета в продажах новых автомобилей сошлись несколько благоприятных факторов. Главный из них — все еще переполнены склады импортеров и дистрибьюторов, которые активно завозили машины впрок с середины прошлого года в ожидании поднявшейся ставки утилизационного сбора. Распродать складские запасы пока не получается, и продавцы продолжают предлагать внушительные скидки, чем потребители активно пользуются, понимая, что рано или поздно дисконты закончатся и машины будут дорожать.
Привлекательная для потребителей ситуация сейчас складывается и с автомобильным кредитованием. После взвинчивания ЦБ ключевой ставки осенью прошлого года цена автомобильных займов в России резко подскочила. До сих пор коммерческие банки предлагают автокредиты под почти запретительные 27% годовых и выше. Но реально заем на приобретение авто сейчас может обойтись гораздо дешевле. По данным Frank RG, на 1 февраля 2024 года средняя ставка по автокредиту на новые автомобили составляла 18% годовых. Но в июне 2025-го она уже снизилась до 13%, в июле — до 11%, в августе — до 10%.
Связано это, опять-таки, с тем, что продавцы помимо скидок готовы субсидировать автомобильные займы, тем самым заманивая еще больше клиентов. В результате, по оценкам «Автостата», если в начале года порядка 40% новых автомобилей в стране приобретались в кредит, то сейчас этот показатель поднялся до 60%. А это уже соответствует докризисному уровню: такую же часть машин приобретали в среднем в долг на российском авторынке в 2020–2021 годах.
Что касается участников авторынка, то, как и прежде, лидерство здесь с большим преимуществом сохраняет отечественная Lada, на долю которой в середине лета пришлось порядка четверти (23%) от общих продаж, что в количественном выражении составляет 28,2 тыс. авто по итогам июля. А вот среди иностранных марок в июле в лидеры вырвалась Chery: ее автомобилей продано 13,5 тыс. На третью строчку опустился Haval (13,1 тыс.), за которым следуют Geely и Changan (8,3 и 7,8 тыс. соответственно).
Главным иностранным поставщиком новых автомобилей в Россию по-прежнему остается Китай: доля импорта оттуда, по данным «Автостата», остается на уровне 71%. Далее идет Киргизия (через нее машины прокладывают маршрут по схемам параллельного импорта) с долей в 12%. Заметны также поставки через Белоруссию (4,5%), Казахстан (4,1%), Южную Корею (3,3%) и Японию (1,3%, см. график 2).
Участники рынка надеются, что стабилизация продаж усилится в ближайшие месяцы, хотя есть основания предполагать, что после распродажи складских запасов новые поставки автомобилей окажутся дороже, а это спровоцирует дальнейшее сжатие рынка. Согласно базовому сценарию «Автостата» продажи новых авто завершат текущий год с показателем в 1,25 млн единиц, что на 20% меньше результатов 2024 года.