Пружинного бизнеса мастера

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
25 августа 2025, 06:00
№35

Компания «Металл Ленд» из Челябинска запускает производство высокоточных пружин малого диаметра. Это часть плана, цель которого — вывести скромное по размерам предприятие в лидеры рынка

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «МЕТАЛЛ ЛЕНД»
Минимальное количество пружин для заказа в «Металл Ленде» — одна штука
Читайте Monocle.ru в

«Обратились с запросом на изготовление пружин сжатия в количестве 140 тысяч штук. Свой запрос отправляли на несколько крупных заводов, но не устраивала цена и сроки. А в “Металл Ленде” менеджер Айгуль мне показалась грамотным человеком, и, немного изменив параметры пружин и материал, она сэкономила нашему предприятию сотни тысяч рублей. Пружины изготовлены на высшем уровне. В срок до десяти дней. И бесплатную доставку нам сделали. Выражаем благодарность от всего нашего коллектива!» — этот и множество ему подобных отзывов о работе челябинского малого металлообрабатывающего предприятия «Металл Ленд» можно прочитать на Avito.ru или в ВК. Есть среди них и более лаконичные, но не менее емкие с точки зрения характеристики производителя. Например: «Большое спасибо за пружины к Suhl Haenel mod. 311, подошли как родные. Вернул старичка к жизни, ТТХ теперь как у нового. Теперь еще полвека прослужит», — доволен какой-то охотник со стажем — обладатель винтовки производства ГДР. Или вот еще: «Пружины были сложной формы, но подошли отлично...», «Заказали образцы для новых изделий — сделали бесплатно. Качество на высшем уровне…», «Знающие свое дело, предложили чуть скорректировать размер…», «Наконец-то нашел классных спецов по пружинам в России». В этом потоке славословий легко уловить общее зерно — искреннее удовлетворение пишущих не просто от заказа, а от того, что они имеют дело с мастерами.

«Металл Ленд» в пружинной отрасли работает давно, хотя как юрлицо был зарегистрирован только в 2020 году, а до этого несколько лет имел форму ИП. В новостные ленты компания попала в начале августа благодаря готовящемуся в 2026 году запуску нового производства, оснащенного современными станками с ЧПУ. Цель модернизации — нарастить выпуск пружин малого диаметра — 0,3‒10 мм — в десятки раз, с нынешних 500 тыс. штук в год до 7 млн, а к 2029 году до 10,4 млн. В результате микроскопическое сегодня в масштабах рынка предприятие с долей 0,1% и выручкой 17 млн рублей встанет в ряд с крупнейшими игроками. Дерзкий план.

Деньги на расширение производства дал региональный Фонд развития промышленности: 36 млн рублей по программе «Проекты развития», то есть под 3% годовых на пять лет, — и еще 9,5 млн рублей компания вложила своих. Эти цифры на самом деле тоже характеризуют настрой соинвесторов. С одной стороны, государственный кредитор предоставил молодой компании заем в объеме, в разы превышающем ее доходы. С другой стороны, сам заемщик уверенно профинансировал пятую часть солидной сметы. И то и другое, впрочем, объясняется финансовыми показателями бизнеса «Металл Ленда»: все четыре года существования его выручка прирастала более чем на 100%, увеличившись в итоге в 10 раз, с 1,7 млн рублей в 2021 году до 17 млн в 2024-м, и прогноз на 2025 год не менее амбициозный — 40 млн. Соответственно, такие важные для кредитора параметры, как рост оборотных активов, уровень ликвидности, у заемщика кратно выше среднеотраслевых и среднерегиональных.

Компания «Металл Ленд» основана в 2020 году в Челябинске. Специализируется на изготовлении пружин и изделий из проволоки. Основные активы — производство мощностью до 500 тыс. ед. в год. Выручка — 17 млн рублей. Число сотрудников — 7 человек.

Нельзя сбрасывать со счетов и модную тему импортозамещения. Рынок пружин объемом свыше 21 млрд рублей, по оценкам, примерно наполовину занят импортом, преимущественно дешевым китайским. При этом пружины малого диаметра и широкого ассортимента: сжатия, растяжения, кручения, конические — востребованы в отраслях, которые остро нуждаются в локализации: приборостроении, машиностроении, включая атомный и нефтегазовый сектора, в медицинской и бытовой технике. Так что рост спроса новому производству должен быть обеспечен.

Тем не менее пружинный рынок хоть и нишевый, но вполне конкурентный. По данным ГК «Институт тренинга — АРБ Про», на нем представлены и крупные предприятия, такие как Уральский пружинный завод в Башкирии, ижевский НПЦ «Пружина», питерские «Пружинный центр» и «Охта», так и небольшие компании. Даже в Челябинске работают два производителя пружин, кроме «Металл Ленда». Поэтому возникает вопрос, в чем конкретно заключается мастерство последнего.

Как эффективные менеджеры строили производственный бизнес

История «Металл Ленда» на первый взгляд кажется заурядной. «Появилась возможность заниматься пружинами, купили советское оборудование и на нем начали работать. Наше производство находится в Усть-Катаве», — рассказывает один из учредителей и генеральный директор компании Игорь Иванов. Постепенно он и его партнер, операционный директор Евгений Оприков поняли, что на пружины есть большой спрос, и «решили создать высокотехнологичное производство». Суть дела, однако, кроется в деталях.

Оба партнера в своей прежней жизни не имели отношения ни к технике, ни к производству, они профессиональные менеджеры: Игорь по образованию маркетолог, Евгений — менеджер проектов. А заняться пружинами их вдохновил отец Игоря Сергей Александрович Иванов, профессионал как раз в пружинном деле, в свое время работавший на крупных предприятиях в вагоностроительной и ракетно-космической отраслях. Он стал начальником производства «Металл Ленда» и одновременно наставником молодых кадров. «Благодаря его навыкам обучения специалистов данной специальности мы имеем возможность быстро готовить высококлассных профессионалов», — поясняет генеральный директор.

«У нас планы грандиозные. Надеюсь все сбудется и мы будем закрывать абсолютно любые потребности на своем производстве»

Серьезное «ракетно-космическое» прошлое начальника производства наверняка повлияло и на то, что одним из двух столпов стратегии компании стало качество продукции. Хотя работать пришлось на советских станках, с большими допусками на длину и диаметры, ориентировались изначально на европейские стандарты — 1% брака. И добивались. «Брак мог быть. Рекламации были до одного процента по году», — говорит Игорь Иванов. И добавляет, что на новом производстве будет взят курс на 0,1% брака, и это прорыв уже в масштабе отрасли, где лучшие игроки сегодня живут в старой европейской парадигме. К примеру, в компании «Пружинный проект» в Татарстане, которую можно назвать одним из флагманов рынка (выручка 823 млн рублей), считают своим достижением уровень брака 0,8%.

Помимо оборудования фактором качества пружин является проволока, которую в «Металл Ленде» закупают у российского производителя, но сделанную строго по мировым стандартам — из пружинных, углеродистых и легированных марок стали, а также нержавейки. В конечном счете, полагают в компании, возможный брак в самой проволоке должен остаться единственным фактором брака пружины — на это они повлиять никак не могут. «Из-за заусенца или зарубины на проволоке пружина может лопнуть», — поясняет Игорь Иванов. В том же Китае, по его словам, проволока недостаточно прочная из-за нарушения цикла термообработки на конвейере. «Китайские пружины, можно сказать, на один раз, хотя правильно спроектированная пружина должна работать до 3000 циклов», — заключает он.

Что касается вклада в бизнес-стратегию самих учредителей, маркетолога и проектного менеджера, то им удалось реализовать то, что принято называть гибким, клиентоориентированным подходом в бизнесе. «Мы работаем как с розничными, так и с оптовыми покупателями, — говорят в компании, — минимальное количество для заказа — одна штука». Правда, среди отзывов покупателей на том же Avito.ru есть один, где высказана претензия по поводу отказа в изготовлении партии из десяти пружин. На это у производителя ответ такой: существует минимальная сумма заказа, ниже которой производство — пуско-наладочные работы, термообработка вкупе с материалом — становится нерентабельным. Так что в данном случае, видимо, с заказчиком не сошлись в цене, хотя в «Металл Ленде» этот порог минимален — 4000 рублей, тогда как в крупных российских компаниях — 15 тысяч. При этом все производственные процессы контролируются, независимо от размера партии, как у «больших» — от проектирования до выхода готовой продукции.

Наряду с собственно изготовлением пружин из проволоки в «Металл Ленде» предлагают услуги по проектированию пружины или сборного изделия из нескольких пружин, дополнительной обработке: заказывают по аутсорсингу гальваническое покрытие, цинкование, кадмирование, химическое фосфатирование. То есть полный сервис, как сейчас любят, вплоть до красивой упаковки, и все это в кратчайшие сроки. «Бывает за один день навиваем пружины, если нужно. К примеру, встала линия цементных смесей. Или был случай у “Красного Октября”, когда встал конвейер по нарезке вафель, и мы их здорово выручили. Большие компании заточены на крупных клиентов, а мы стараемся вникнуть в каждый вопрос клиента и помочь ему реализовать идею, — говорит Игорь Иванов. Более того, производитель берет на себя организацию доставки продукции заказчику, снижая его транспортные расходы за счет своих договоров и выгодных тарифов у логистических компаний.

Благодаря такой политике информация о компании быстро распространяется по сарафанному радио, и сегодня у нее образовался пул клиентов более чем из 1300 организаций. Поэтому, при таком доверии со стороны рынка, естественным образом встал вопрос о модернизации мощностей. Если на старом оборудовании можно делать до 500 пружин в час, то на новом, с ЧПУ, до 3000. К тому же на старом станке приходится постоянно проверять навивку на геометрию, иначе пружину может «повести».

Китайский синдром — в хорошем смысле

Впрочем, как ни странно, вовсе не рост спроса стал для учредителей «Металл Ленда» решающим толчком к тому, чтобы начать серьезно думать о стратегии компании. «Мы всегда наблюдали за рынком, конкурентами, видели у некоторых такой же быстрый рост, в два раза каждый год. Понимали, что у нас нет такого оборудования, как у них. Но главным толчком стало посещение Китая. Мы неделю ездили по производителям оборудования, производителям пружин — познакомились с большим числом профессионалов своего дела, вдохновились их успехами и подумали, почему бы нам не реализовать что-то глобальное, ведь у нас в компании довольно эффективный маркетинг и в целом хороший менеджмент», — рассказывает Игорь Иванов.

Свою «глобальную» стратегию партнеры представили в заявке на льготное кредитование, поданной в ФРП. Однако в фонде, по словам Игоря Иванова, предложили осуществлять большие планы поэтапно, начав с закупки автоматизированных китайских станков, что и было реализовано. В следующем году намечено приступить ко второму этапу, деталей которого инвестор не раскрывает, но замечает, что речь пойдет в том числе об освоении технологии горячей навивки пружин — в дополнение к холодной, которую компания практиковала до сих пор. В дальнейшем будет еще третий этап.

Что касается метода горячей навивки, который технологически сложнее холодной, то здесь команде «Металл Ленда» снова пригодится богатый опыт начальника производства. Дело в том, что в вагоностроении или вертолетостроении, где он когда-то работал, используют в основном пружины больших размеров, для которых и предназначена горячая навивка. В то же время эта информация наводит на предположение, что в «секретной» части стратегии компании есть планы выхода в сегмент больших пружин. И здесь их встретит уже другая конкурентная среда.

По мнению Романа Копосова, заместителя директора «АРБ Про», руководителя направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт тренинга — АРБ Про», для таких компаний, как «Металл Ленд», изначально ориентированных на гибкость, мелкие партии и быстрые сроки изготовления заказа, стратегия использования станков с ЧПУ для наращивания выпуска выглядит логичной и перспективной, так как позволяет конкурировать с крупными игроками и китайскими поставками в низкобюджетном ценовом сегменте. «Китайские пружины доминируют в категории низких цен, и это ключевой сегмент конкуренции», — подчеркивает он. Что касается дальнейших этапов, к примеру выхода в сегмент больших пружин, то здесь неизбежны риски, как в любом крупном инвестпроекте. «Кроме прямой конкуренции с крупными производителями речь идет о возможных технологических сложностях и снижении качества при масштабировании производства, о риске потери гибкости и клиентоориентированности, наконец, о большей зависимости от колебаний рынка и геополитической ситуации», — считает он. Впрочем, в этой стратегии можно реализовать и свои сильные стороны. «Вход в сегмент больших пружин оправдан, так как в нем тоже есть импорт из Китая низкого ценового сегмента, где можно нащупать нишу для импортозамещения с помощью более гибкого подхода», — поясняет он. Кстати, третий этап проекта «Металл Ленда», как он полагает, может включать разработку сложных пружин с высокой добавленной стоимостью, таких как клапанные и спецпружины для различных отраслей.

Игорь Иванов, со своей стороны, уверен, что серьезных рисков у их проекта нет. Вернее, все они заложены в SWOT анализ, который защищен в ФРП. «Если делать, будет результат. Если не делать, ни о каком результате и речи не будет, — настаивает он. — У нас планы грандиозные. Надеюсь, все сбудется и мы будем закрывать абсолютно любые потребности на своем производстве. Тем более что производственные площади позволяют. Это все, что я могу сказать».