Политические аксиомы Эмманюэля Тодда

Почему консерватизм победит глобализм. Французский социолог намекает на мировую революцию

Читать на monocle.ru

Если бы Украина действительно хотела быть эффективным национальным государством, она бы сама отдала России свои восточные, русскоязычные территории — это один из парадоксальных на первый взгляд тезисов, которые изящно вбрасывает Эмманюэль Тодд в своей книге «Поражение Запада». Если быть более точным, то цитата звучит так: «Украинская нация, уверенная в своем существовании и своей судьбе в Западной Европе, сама бы избавилась от Донбасса. Так после распада советской сферы влияния Чехия и Словакия, которые больше не хотели жить вместе, развелись полюбовно, доминировавшие чехи отказались от своего доминирования. Приняв к сведению, что русские и украинцы больше не понимают друг друга, Украина могла бы позволить территориям, которые на самом деле являются русскими, отделиться и сконцентрировалась бы на строительстве настоящего украинского национального государства».

«Поражение Запада» увидела свет в 2024 году, уже после начала острого конфликта между Россией и Западом, и произвела фурор, как и практически все книги Тодда.

Эмманюэль Тодд — известный французский социолог, постоянный критик глобализма и поздней версии либерализма, консерватор по мысли и по духу. Именно этим противопоставлением уходящего глобализма и возрождающегося, правда с трудом, консерватизма пронизан весь его нетривиальный анализ событий и трендов, приведших к горячему конфликту в самом центре Европы и поддерживающих его.

Тодд хорош тем, что мыслит, как и любой настоящий ученый, моделями и категориями. Поэтому его анализ можно разобрать на части, это ни в коем случае не поток демагогических рассуждений о состоянии мира. Особенность этой книги в том, что в силу своей острой актуальности она содержит десятки интереснейших наблюдений, которые хочется и стоит свести в какую-то схему, просто для удобства понимания, что я и постараюсь сделать.

В модели Тодда три участника конфликта: Россия, Украина и Запад, который делится на Европу и США. В самом начале исследования Тодд утверждает две важнейшие вещи. Первая: в этом конфликте победит Россия. Вторая: конфликт происходит на фоне глубочайшего непонимания сторонами политической сути друг друга. Глубочайшего, то есть обусловленного исторически и идеологически (хотя и кажется, что время идеологий уже прошло).

Глубинная причина непонимания состоит в том, что Россия, с одной стороны, и Запад — с другой, по сути отрицают возможность существования взгляда на мир, присущего противной стороне.

Россия — представитель консервативной концепции национального государства, для которого действительно важной ценностью является суверенитет. Тодд сразу обозначает свое понимание цели России в этом конфликте: она хочет добиться невозможности возникновения угрозы своему суверенитету. И только этого. Он как может успокаивает соплеменников: Россия не имеет ни цели, ни возможности угрожать Европе. Это большая страна с небольшим убывающим населением, единственная цель которой — возможность мирного существования и развития своей территории. Тот факт, что Запад строит свою политику, исходя из якобы существующей угрозы ему со стороны России, — это как минимум глупая ошибка.

Консерватизм России и приверженность идее суверенитета — это и есть главная причина неизбежной победы России. Во-первых, потому, что это настоящая ценность. И, как настоящая ценность, она имеет глубинную поддержку народа, что проявилось прежде всего в самой возможности для России вести войну. Во-вторых, эта ценность — суверенитет — оказалась очень привлекательной для мира. Пресловутое глобальное большинство, оформившееся в современные политические государства, скорее, в эпоху глобализации, подозревало, но до февраля 2022 года не знало точно, что можно ставить на суверенитет. Именно эта политическая смелость России сделала ее союзниками весь развивающийся мир, что, в частности, не позволило реализоваться сценарию экономического сдерживания России санкциями.

«Алчность — это лишь одна сторона неолиберального опыта… Но она хотя бы не лишена здравого смысла. Жажда разрушения — заводов, профессий, индивидуальных жизней, — распространение которой мы наблюдали, подсказывает, что здесь работает влечение к смерти»

Сам этот поворот Тодда — ставка на ценность, на идею, прямая демонстрация ценности суверенного национального государства как причины политического успеха — революционен для мира, уверенного, что время ценностей и идей давно прошло. Более того, можно сказать, что Тодд, да и весь этот текущий короткий эпизод истории показывают, что консерватизм становится восходящим трендом, а глобализм и ультралиберализм уходят. Обителью последних является, конечно, Запад.

Нулевая мораль как фактор краха

Тодд, кажется, с искренним удовольствием описывает признаки увядания глобализма, который уничтожает Запад как политического игрока. «Почему элита Европы ведет очевидно самоубийственную политику в этом конфликте»? — задается вопросом автор. Этим вопросом все месяцы СВО задаемся и мы: когда наконец европейские элиты поднимут голову и скажут, что так нельзя? Тодд отвечает: «Никогда». Европейская элита глубоко интегрирована в глобалистские элиты даже через финансовые механизмы. Когда-то она выбирала в качестве безопасных гаваней для своих капиталов Швейцарию. Но это давно в прошлом. Цифровизация финансов, казавшаяся привлекательной на старте, переместила гавани в иные офшорные зоны, разбросанные по всему миру, и одновременно сделала любую операцию прозрачной. Так европейские элиты утеряли самостоятельность и не могут сделать ни одного шага против лидеров глобалистского проекта.

Понятно, что центр глобализма располагается в Вашингтоне. Раньше это называлось «вашингтонский обком». Так вот, по Тодду, «вашингтонский обком» пребывает в состоянии, в котором находилось советское Политбюро времен правления Черненко. Для нового поколения: это было примерно за семь лет до краха СССР.

Тодд красочно расписывает системную деградацию американской элиты. Последнее поколение сильной американской элиты правило Америкой в 1960-е годы. Это были люди, обладающие моралью и волей.

«США, чье население почти в два раза превышает население России, выпускают, скорее всего, на 33% меньше инженеров, чем она»

Очень тонкое замечание француза. Хотя хорошие элиты, согласно его модели социума, — это элиты, которые делают ставку на образование своих детей, Тодд замечает, что американские элиты 1960-х даже больше, чем на образование, делали ставку на мораль и дисциплину как основу воспитания своих наследников. Эти качества делали их в будущем ответственными политиками и управленцами. Позже это совершенно ушло. А что осталось?

«Мне известно, что понятие “глубинное государство”… пользуется большой популярностью. Я не отношусь к этой школе мысли. Наоборот, я предлагаю учредить школу “поверхностного государства”. В США существует государственный аппарат, армия, ЦРУ, АНБ — все это гигантские холодные машины. Но их наполняют люди, которые соблюдают иерархические принципы. Этих бюрократических монстров захватила банда полуинтеллектуалов, которые живут в Blob в деревне Вашингтон». (Blob — ироничное название, придуманное советником Барка Обамы для описания микрокосмоса, который занимается внешней политикой США. Так называется одноклеточный организм, напоминающий слизь.) И эти люди сегодня ведут войну с Россией.

Ненулевая мораль как фактор подъема

Не хочу лишать вас возможности найти все эти изящные детали в первоисточнике. Постараюсь свести к короткому перечню тоддовские признаки консерватизма и, соответственно, противостоящего ему глобализма.

Консерватизм опирается на мораль и дисциплину как основу социума. Глобализм опирается на «нулевую мораль». Фундамент обоих феноменов — отношение к религии. И хотя и тот и другой социумы, по Тодду, уже прошли все фазы ухода от непосредственного религиозного сознания как основы социальной жизни, консерваторы сохранили и возрождают в себе уважение к высшим ценностям, в то время как глобалисты яростно защищают предельный цинизм.

Следующий признак — отношение к образованию. Консерваторы по-настоящему ценят образование, особенно образование в точных и естественных науках. Глобалисты давно увлеклись образованием окологуманитарным — юридическим, экономическим, политологическим. Это давно уже подтачивает глобализм, так как современная западная элита не владеет никаким реальным вопросом. Их главное оружие — демагогия. Достаточно слабое оружие, для того чтобы выиграть битву.

Третий признак — готовность к реиндустриализации. Косвенно Тодд связывает эту возможность с вовлеченностью элит в инженерное образование. И приводит цифры, которые говорят, что в России удельное число инженеров давно уже выше, чем в США, а в самих США существенно больше будущих инженеров среди индийцев и китайцев, чем среди урожденных американцев. Может ли страна или группа стран, которые не имеют интереса к технической стороне прогресса, провести реиндустриализацию? Нет. А может ли возглавить мир в борьбе за новую волну глобального экономического роста? Нет. Тогда на каком основании и зачем эта группа собирается править миром?

Однако вернемся к началу. Почему Украина должна была сама отдать России восточные земли? И почему Россия победит?

По Тодду, сила национального суверенного государств — в его целостности. Целостность зиждется на едином представлении о морали, установки которой вытекают из самых глубинных ментальных особенностей народа. Только такое государство может выработать непротиворечивую и продуктивную для себя политику — и внешнюю, и внутреннюю. Если бы украинские элиты хоть в какой-то момент действительно хотели построить свою страну, они бы поняли, что совершенно иной мощный культурный слой будет им обузой, а сил удержать и подавить его у них нет, чисто из демографического расчета. Однако они строить национальное государство никогда и не хотели. Украина в результате превратилась в сумму из маленькой жестко националистической Западной Украины и анархического Киева, для которых война с Россией, а не строительство нации стали смыслом и способом существования. Тодд полагает, что именно в непонимании этого факта и кроется ошибка России на старте СВО.

Что касается победы России, то, если следовать Тодду, наша сила — в открытой и высокой ставке на мир, в котором правят мораль и воля, позволяющие сохранить истинную свободу и человеку, и народу, и нации. И пусть мы иногда сомневаемся в том, что так хороши, как видит нас французский интеллектуал, но мы действительно стараемся.

Тодд Э. Поражение Запада. Издательство «Таврия». 2024. 333 с. Тираж 1000 экз.