ЦБ взорвал долговой рынок

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
1 сентября 2025, 06:00
№36

Для бума на рынке облигаций совпало все: инвесторы хотят зафиксировать доходность, компаниям нужно финансирование, а банкам из-за регулирования стало выгоднее покупать облигации «голубых фишек», чем выдавать им кредиты

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

В этом году компании занимают на бирже вдвое активнее, чем в прошлом. «Этот год уникальный с точки зрения выхода компаний на первичный рынок — рынок облигаций почти удвоился», — говорит Наталья Логинова, директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи.

Всего, по данным Cbonds, за первое полугодие 2025 года нефинансовые компании разместили 289 выпусков общим объемом 3,3 трлн рублей (за аналогичный период 2024-го — 180 выпусков на 1,8 трлн). То есть объем размещений нефинансовых предприятий за первые шесть месяцев превзошел аналогичный показатель прошлого года на 77,3%. Только на прошлой неделе на первичный рынок вышли «Группа ЛСР» с бумагами на 5 млрд рублей, «Магнит» — на 13,9 млрд, Евразхолдинг — на 60 млрд, «Сегежа Групп» — на 650 млн юаней.

Банк России дает похожую картину. По его информации, объем (по номиналу, с учетом погашения, исключая валютную переоценку) долговых ценных бумаг, выпущенных на внутреннем рынке нефинансовыми компаниями, за семь месяцев 2025 года вырос на 15,2%, за аналогичный период 2024-го — всего на 8,8%.

Отметим, что все описанное происходит на фоне замедления, но не спада корпоративного кредитования. Причем банки сами вкладывают средства в корпоративные облигации. Например, в июле их инвестиции выросли на 0,1 трлн рублей, в основном за счет новых выпусков торговых и транспортных компаний. Месяцем ранее, в июне, — на 0,25 трлн, тогда это было связано как с приобретением новых выпусков, так и с переструктурированием отдельных сделок (замещением кредитов).

Пора рефинансирования

Отдельной причины для взрывного роста облигационного рынка нет — финансисты говорят о совокупности факторов. Аналитик долговых рынков сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Дмитрий Бабичев указывает, что компании привлекают заемный капитал на рефинансирование старых долгов, пополнение оборотных средств и расширение бизнеса.

В этом году рефинансирование стало одним из главных драйверов — так считают, например, в Cbonds. Компании, разместившие облигации в 2022–2024 годах под высокие ставки, сейчас выходят на рынок с новыми выпусками для замещения дорогих долгов более дешевыми. По мнению аналитиков Cbonds, этот тренд затронул в первую очередь крупнейших эмитентов с высокими кредитными рейтингами.

В «Юнисервис Капитал» согласны: активность на долговом рынке, сохранявшаяся даже при ключевой ставке в 21%, при ее снижении до 18% будет нарастать. Это объясняется прежде всего потребностью в рефинансировании ранее размещенных выпусков и/или взятых кредитов. И такая тенденция сохранится: эмитенты, которые устанавливали колл-опционы (с возможностью досрочного погашения в определенные даты) на выпусках с высокими фиксированными ставками, с большой вероятностью воспользуются ими, чтобы перезанять на рынке или в банках на более выгодных условиях.

Кроме того, по мнению аналитиков «Юнисервис Капитал», экономика адаптировалась к жесткой ДКП. Ряд эмитентов, способных обслуживать дорогой долг, начали привлекать инвестиции под стратегические задачи (развитие бизнес-процессов, модернизацию производства, увеличение доли на профильном рынке) и для пополнения оборотных средств, не дожидаясь смягчения политики Центробанка.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Андрей Золотов добавляет еще одну важную деталь: на фоне роста рынка облигаций ставки по рублевым выпускам оказались ниже кредитных — это повысило привлекательность фондирования через рынок капитала. А популярная сейчас эмиссия валютных облигаций (обычно с расчетами в рублях) на фоне стабильного курса рубля позволяет эмитентам снизить расходы, поскольку номинальные валютные ставки существенно меньше рублевых.

По мнению Натальи Логиновой, важную роль также сыграло изменение макропруденциальных требований к финансовым организациям в части концентрации активов (с 2025 года ЦБ начал отменять послабления по таким нормативам). В результате самые качественные активы, то есть компании первого эшелона, долги которых раньше в форме кредитов находились на балансах банков, начали активнее выходить на долговой рынок.

Как пояснил Андрей Золотов, речь идет о повышении риск-весов для корпоративных займов, которые применяются при расчете норматива капитала. Теперь, если исходить из нагрузки активов на капитал, банкам может быть интереснее финансировать компании посредством покупки облигаций, а не выдавать им кредиты. ЦБ, объясняя июньский рост вложений банков в корпоративные облигации, назвал в числе прочего замещение кредитов.

Сейчас банкам может быть более интересно финансировать компании с высоким рейтингом через покупку облигаций, чем через кредитование

По мнению аналитиков Cbonds, после того как банки стали неохотно наращивать корпоративные кредитные линии и предлагать менее выгодные условия, у крупных компаний с хорошей кредитной историей осталось, по сути, два выхода: взять дорогой заем или выйти напрямую на инвесторов — на рынок облигаций, который оказался эффективной и выгодной альтернативой.

Бал первого эшелона

По данным Cbonds, наибольший объем заимствований в этом году приходится на компании из следующих отраслей: цветная металлургия (14% от общей суммы), железнодорожный транспорт (13,5%), ретейл (13%) и электроэнергетика (13%). Для сравнения: в 2024-м больше трети объема инвестиций приходилось на предприятия нефтегазовой сферы (38%).

Андрей Золотов уверен, что на первичный рынок выходят компании из всех секторов. Кроме того, видна тенденция «смещения в качество»: преобладают бумаги компаний первого эшелона с инвестиционным кредитным рейтингом. «При этом подавляющая часть выпусков имеет срок обращения до трех лет, поскольку менеджмент эмитентов не хочет фиксировать высокие ставки купонов на длительный срок», — добавляет портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал».

«Мы видим, что эмитентам с высоким кредитным рейтингом сегодня проще получить в долг. При этом средние ставки по кредитам для этих заемщиков выше, чем стоимость привлечения на публичном рынке, даже с учетом комиссии организаторов, — говорит Глеб Шевеленков, директор рынка облигаций Московской биржи. — В результате прирост объема размещений облигаций компаний первого эшелона в первом полугодии 2025 года составил 1,5 триллиона рублей по сравнению с первым полугодием прошлого года. Это очень значительный показатель».

Качественные эмитенты, пользуясь повышенным спросом на инструменты с фиксированным купоном, стараются занять подешевле

Впрочем, компании младших эшелонов если и отстают, то незначительно. Как сообщают в «Юнисервис Капитал», с января по июнь 2025 года объемы размещений по рейтинговому сегменту «до BBB+ включительно» (по номиналу, включая выпуски без рейтинга) увеличились в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 47 млрд рублей против 29 млрд годом ранее.

В «Юнисервис Капитал» также отмечают: лизинг, девелопмент и МФО по-прежнему превалируют на рынке облигаций второго-третьего эшелонов, однако совокупный удельный вес реального сектора уже приблизился к 30–35%, следовательно, популярность биржевых облигаций как инструмента привлечения финансирования растет.

Удивительно, но бум на долговом рынке сопровождается сокращением доходности: по словам Дмитрия Бабичева, эмитенты, пользуясь повышенным спросом на инструменты с фиксированным купоном, активно снижают размер таких купонов, увеличивая отрыв от ключевой ставки (КС). Эксперт предполагает, что в строительном секторе ставки купонов падают не так сильно, поскольку инвесторы настороженно относятся к предприятиям отрасли — правда, это прежде всего касается небольших компаний-застройщиков и тех, чья финансовая устойчивость вызывает озабоченность.

По данным Cbonds, выпуски с рейтингом AAA размещались с опережающим уменьшением доходности, которая к моменту снижения КС уже находилась ниже уровня 20% годовых. Выпуски менее рейтинговых эмитентов (AA, A и BBB) демонстрировали более осторожную динамику, сокращая доходность в основном вслед за решением регулятора. В целом аналитики Cbonds отмечают, что средневзвешенная доходность первичных размещений нефинансовых компаний снизилась с 24,4% в январе 2025 года до 18,8% в июне.

Что касается валютной структуры размещений, то она тоже начинает меняться. Особую популярность приобретают бивалютные облигации — в нашем случае квазивалютные, когда номинал обозначается в валюте (в основном в юанях), а выплаты и погашения происходят в рублях по курсу. По данным Cbonds, с начала 2025 года в нефинансовом секторе состоялось 45 размещений бивалютных облигаций, в то время как за весь 2024-й всего 17. Причем почти четверть (10 выпусков) бивалютных бумаг пришлась на компании нефтегазовой отрасли. Такой рост обусловлен интересом компаний с валютной выручкой к хеджированию рисков и диверсификации пула инвесторов.

Флоатеры теперь не в моде

В заключение стоит отметить сдвиг в пользу фиксированных ставок. Многие эмитенты, может, и предпочли бы плавающий купон, но инвесторы хотят зафиксировать доходность. По информации Cbonds, в 2025 году на фоне смягчения ДКП (и его ожидания) наблюдался резкий спад числа размещений флоатеров. Так, в нефинансовом секторе в первом полугодии появилось 42 таких выпуска (все с привязкой к ключевой ставке ЦБ) против 98 (91 с привязкой к КС ЦБ) во втором полугодии прошлого года. По данным же «Юнисервис Капитал», в первом полугодии среди размещений с рейтингом «BBB+ и ниже» также отмечалось преобладание фиксированных купонов: их доля составила 62%, что на 4 п. п. больше, чем за аналогичный период 2024-го.