Удвоение сибирской силы

Сергей Кудияров
специальный корреспондент «Монокль»
8 сентября 2025, 00:00
№37

На переговорах в Пекине сделан еще один шаг к реализации давно обсуждаемого проекта «Сила Сибири — 2» по экспорту российского природного газа в Китай. Но формула цены поставок — главная переменная, которая определит баланс выгод проекта для сторон, — по-прежнему не согласована

ПАО "ГАЗПРОМ"
Газопровод «Сила Сибири» протяженностью 2159 км строился шесть лет, объем инвестиций составил 12,1 млрд долларов. Проект «Сила Сибири — 2» будет длиннее и дороже
Читайте Monocle.ru в

По итогам переговоров в Китае президента России Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина и президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха подписан меморандум о строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири — 2» с севера Западной Сибири через Монголию в Китай проектной мощностью 50 млрд кубометров в год. Об этом заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.

Миллер назвал этот меморандум «юридически обязывающим», хотя обычно меморандумы не предполагают таких обязательств. Кроме того, он рассказал о соглашении между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) об увеличении поставок по существующему газопроводу «Сила Сибири» с нынешних 38 млрд до 44 млрд кубометров газа в год. Достигнута также договоренность об увеличении мощности — с 10 до 12 млрд кубометров — так называемого восточного маршрута, который свяжет месторождения Сахалина с Китаем (фактически речь идет о строительстве отвода в Китай от действующего газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»). В результате после достижения целевых показателей всех перечисленных проектов (это случится во второй половине 2030-х) общий объем поставок трубопроводного газа из России в Китай вырастет до 106 млрд кубометров — это примерно две трети от довоенных объемов поставок российского газа в Европу (167 млрд кубометров в 2021 году, в том числе 132 млрд — в ЕС).

«Сейчас это будет самым крупным, самым масштабным и самым капиталоемким проектом в газовой отрасли в мире», — заявил Алексей Миллер.

Разрыв с Европой довольно чувствительно ударил по российскому газовому экспорту. По оценкам британского Energy Institute, его общий объем упал с 240 млрд кубометров в 2021 году до минимальных 130 млрд в 2023-м, по итогам 2024 года чуть отыграв падение до 152,5 млрд кубометров. Причем из этого объема 44 млрд пришлось на экспорт СПГ (за три года он даже немного, на 12%, подрос), иначе падение было бы еще более чувствительным.

Так что поиск альтернатив Европе — вопрос не праздный.

Когда в товарищах согласья нет

Камнем преткновения на пути практической реализации «Силы Сибири — 2» была стоимость поставок. Европейское направление для «Газпрома» традиционно было главным источником прибыли за счет привлекательной цены. По итогам 2021 года средняя стоимость здесь составляла 274 доллара за 1000 кубометров, что кратно превосходило внутренние цены.

Китайцы же настаивали на льготных для себя условиях, вплоть до внутрироссийских цен. Что уже не устраивало российскую сторону.

Алексей Миллер сообщил, что итоговая формула ценообразования «будет доложена отдельно». Но, по предварительно поступающим данным, она станет неким компромиссом. Газ для Китая будет дороже, чем для отечественных потребителей, но дешевле, чем «Газпром» заработал бы при поставках аналогичных объемов в Европу. Вероятно, каким-то ориентиром могут быть цены поставок газа по действующей трубе «Сила Сибири», которые, впрочем, тоже российской стороной никогда не обнародовались.

Косвенные оценки делали аналитики, исходя из информации о стоимости и об объемах поставок природного газа, импортируемого из разных стран, которую до 2024 года предоставляло в публичном доступе Государственное таможенное управление КНР. Основываясь на этих данных, эксперты Института энергетики и финансов оценивали среднюю цену поставок российского газа по «Силе Сибири» в Китай в 2023 году в размере 248 долларов за 1000 кубометров, что означало почти 23-процентный дисконт к средней цене туркменского газа (321 доллар за 1000 кубометров).

Отвечая на вопрос о валюте расчетов, Миллер напомнил: «Я могу сказать, в каких валютах оплата производится в текущий период времени, — 50 процентов в рублях и 50 процентов в юанях».

Прорва

Стремительный рост индустриальной экономики Китая с начала 2000-х нашел свое выражение в том числе в бурном росте потребления природного газа: оно выросло с 24 млрд кубометров в 2000 году до 434 млрд по итогам 2024-го. Собственная газодобыча в Китае тоже развивается, ее объем вырос с 27 млрд кубометров в 2000 году до 248 млрд в 2024-м. Для покрытия внутренних потребностей этого недостаточно, с 2006 года Китай зависит от импорта газа. В 2024 году его совокупный объем Energy Institute оценивал в 176,5 млрд кубометров, из которых 71,3 млрд было поставлено через трубопроводы.

Интересно, что быстрое наращивание российских поставок по «Силе Сибири» привело к тому, что по итогам 2024 года Россия вышла на первое место среди стран, экспортирующих газ в Китай: к 26,7 млрд кубометров поставок по трубе добавились 11,4 млрд кубометров СПГ, итого 38,1 млрд кубометров, или чуть более 22% совокупного газового импорта КНР. Мы обошли и Австралию (35,8 млрд кубометров в форме СПГ), и Туркмению (32,8 млрд кубометров, только труба).

С учетом планов постепенного замещения угольной генерации в крупных городах и роста напряженности в отношениях с США, чреватого ограничениями движения танкеров на морских торговых путях, Китай объективно становится заинтересован в диверсификации поставок газа за счет наращивания сухопутного (трубопроводного) компонента. Вопрос, опять-таки, упирается в конкретные коммерческие условия, о которых удастся договориться.

«Поставки газа в Китай осуществляются с месторождений в Восточной Сибири, а в Европу — из Западной Сибири. Месторождения Западной Сибири расположены значительно дальше, чем месторождения Восточной Сибири, к границе России и Китая или России и Монголии. Соответственно, транспортные затраты на поставку газа на рынок Китая существенно ниже. Поэтому объективно: китайский рынок расположен ближе, логистические затраты ниже, соответственно и цена объективно ниже», — пояснил Миллер.

«Подписанный меморандум учитывает основные параметры, — отметил министр энергетики России Сергей Цивилев. — Проект очень непростой, он потребует строительства больших линий трубопроводов, поэтому сейчас мы будем переходить к активной доработке этого проекта и тогда уже сможем сказать конкретно о сроках и финансах… Пока это все сделано на уровне пред-ТЭО. Сейчас мы должны будем и схемы финансирования, и все выработать. Без подписания этого меморандума дальнейшая работа была невозможна».

Самый перспективный — на потом

Еще с начала 2000-х годов «Газпром» рассматривал три потенциальных маршрута экспортных поставок газа в Китай: западный, восточный и дальневосточный. Дальневосточный маршрут предполагал использование ресурсов Сахалина, восточный — освоение месторождений Восточной Сибири. А наиболее перспективным считался западный маршрут, который позволял бы при необходимости перенаправлять в Китай часть экспортного потока, поступающего с уже разрабатываемых месторождений Западной Сибири.

Уже не идея, а полноценный проект прокладки газопровода от месторождений Западной Сибири до Китая прорабатывался со второй половины 2000-х и носил рабочее название «Алтай» (через этот регион он и должен был, по первоначальным планам, пройти напрямую в западную часть КНР, минуя Монголию), но впоследствии этот проект был отложен. Серьезные проблемы возникли из-за возражений экологов: газопровод должен был бы пройти через природоохранные зоны, в том числе через высокогорное плато Укок — часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но есть подозрения, что экологи были использованы лишь как ширма «европейскими партнерами», рассматривавшими газ Западной Сибири как свою эксклюзивную ресурсную базу.

В ноябре 2014 года «Газпром» и CNPC подписали рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по западному маршруту. В июне 2015-го глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что газопровод для поставок газа по западному маршруту получит название «Сила Сибири — 2». Интерес к проекту в качестве транзитеров проявили власти Монголии и Казахстана. Посчастливилось Монголии.

В апреле этого года посол Китая в России Чжан Ханьхуэй снова подтвердил, что Пекин считает экономически нецелесообразным маршрут поставок российского газа через территорию Казахстана. Он говорил, что более перспективным направлением является газопровод «Сила Сибири — 2», который пройдет через Монголию.

В 2019 году «Газпром» и правительство Монголии подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта. Транзитный участок через территорию Монголии получил название «Союз Восток». После этого началась разработка документации.

Таким образом, проектирование «Силы Сибири — 2» началось в 2020 году, уже после пуска газопровода восточного маршрута, получившего название «Сила Сибири».

В июле 2022 года глава правительства Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ сообщил, что ожидает начала строительства газопровода в 2024 году. Однако уже в августе 2024-го Монголия исключила проект из плана развития до 2028 года. На Форуме стран — экспортеров газа (ФСЭГ) в марте того же года предположили, что функционировать газопровод начнет в 2033 году.

В мае 2023-го российское правительство одобрило соглашение о поставках газа в Китай по «Силе Сибири — 2». Однако договориться с китайской стороной о ценах на поставляемый газ по-прежнему не удавалось.

В ходе своего майского визита в Москву в этом году Си Цзиньпин обсуждал проект «Сила Сибири — 2» с Владимиром Путиным. Они дали указания ускорить реализацию проекта, заявил вице-премьер Александр Новак. Он также рассказал о прогрессе в переговорах. По словам Новака, к тому моменту была «сделана определенная часть работы, связанная с технико-экономическим обоснованием». Он добавил, что ведется обсуждение экономических условий.

В конце июня газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники, близкие к принятию решений в китайском правительстве, сообщила о росте интереса Пекина к «Силе Сибири — 2» из-за войны Ирана и Израиля. В Китае возникли опасения по поводу надежности поставок энергоресурсов с Ближнего Востока, в связи с чем Пекин решил рассмотреть альтернативные варианты.

Конкретного ТЭО (и точных технических характеристик) потенциальной газовой магистрали пока нет. По предварительным оценкам, примерная протяженность трубопровода составит около 6,7 тыс. километров. Из них 2,7 тыс. километров пройдет по территории России, более 960 — по территории Монголии. В Китае газопровод может быть соединен с трубопроводом «Запад — Восток» для доставки газа до Шанхая.

Ресурсной базой «Силы Сибири — 2», по предварительным данным, станут ресурсы Бованенковского и Харасавейского месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе.

Что касается сроков реализации проекта, Алексей Миллер призвал ориентироваться на темпы сооружения «Силы Сибири»: «Мы построили на полгода раньше. У нас был директивный срок — май 2020 года, а поставки начались в начале декабря 2019 года. В 2024 году, на месяц раньше 1 декабря, мы вышли на плановую проектную мощность поставок по “Силе Сибири”».

То есть порядка пяти лет от контракта до запуска и еще пятилетка — от запуска до выхода на проектную мощность. Хотя с учетом более освоенной ресурсной базы выход на проектную мощность у «Сили Сибири — 2» может и существенно ускориться.

Мультипликатор: детка за репку

Всего по маршруту прохождения потенциального газопровода планируется возвести пять компрессорных станций. Для строительства магистрали намечено использовать трубы диаметром 1400 мм — как обещают, все будет отечественного производства. Для сравнения: первая «Сила Сибири» использовала трубы диаметром 1420 мм. Как сообщает «Газпром», все они были отечественного производства.

Последнее обстоятельство тоже важно. Ранее «Монокль» отмечал (см. статью «Газ, вода и стальные трубы», № 28 за этот год), что Россия обладает значительными мощностями по выпуску труб большого диаметра, но этот потенциал не используется и отрасль переживает кризис.

По итогам первого полугодия 2025-го выпуск этого вида продукции сократился до 950 тыс. тонн — на 12% к аналогичному периоду прошлого года. Загрузка мощностей, по оценке агентства Metals & Mining Intelligence (MMI), составляла от 30 до 35%.

По итогам 2024 года выпуск труб большого диаметра в России сократился на 8%, до 2,3 млн тонн. Как отмечает MMI, загрузка мощностей составляла в среднем 38%. В 2023-м, для сравнения, в стране было выпущено 2,5 млн тонн труб большого диаметра при загрузке мощностей в 45%, а годом ранее, в 2022-м, — 2,7 млн тонн.

Перспективное строительство магистрального газопровода «Сила Сибири — 2» создаст дополнительный спрос на трубы большого диаметра от 5,5 млн тонн (только российский участок трассы) до 13,6 млн тонн (весь маршрут). То есть только этот проект мог бы обеспечить загрузку отрасли на два‒четыре года. И даже больше, если учесть, что параллельно будут вестись реализация иных проектов и ремонтные работы на внутренних магистралях.

Плюс газификация Сибири

Помимо поставок в Китай «Сила Сибири — 2» может обеспечить газоснабжение юга Красноярского края, Бурятии и Забайкалья.

Например, в Красноярском крае уровень газификации оценивается в 19%, при этом в краевой столице, самом восточном городе-миллионнике России, магистральный газ отсутствует вовсе, что вкупе с природными особенностями пагубно сказывается на экологическом благополучии города (подробности см. в статье «Почем газ для народа?», «Эксперт» № 48 за 2020 год). Задыхаются от угольной пыли не знающие, что такое магистральный газ, Чита и Улан-Удэ. В случае, если газопровод будут строить, на пути его следования окажется 11 городов региона и 16 районов, в которых живет в общей сложности 2 млн человек. Их жилье можно будет подключить к газопроводу и обеспечить газом. Всего эти новые клиенты смогут потреблять до 6 млрд кубометров газа в год.

Владимир Путин поручил газифицировать Бурятию и Забайкальский край в течение девяти лет во время визита в Улан-Удэ в марте 2023 года: «Необходимо принять давно назревшее стратегическое решение — в ближайшие десять лет обеспечить магистральным газом и Бурятию, и Забайкальский край».

В марте 2024 года «Газпром» сообщил о начале работ по соединению действующих газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Его общая длина — более 800 км.

В перспективе к «Силе Сибири — 2» может быть построена ветка от Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. В случае реализации обоих этих проектов в России будет решена задача построения связной газотранспортной системы от европейской части страны до Дальнего Востока. Это повысит потенциал газификации регионов и откроет новые возможности маркетинга газа на экспортных рынках, особенно после завершения планируемых к реализации новых СПГ-проектов на Балтике (Усть-Луга) и на Дальнем Востоке (Де-Кастри, Владивосток).