Макрон утратил легитимность

Новое движение «Заблокируем всё» действует решительно
Читать на monocle.ru

Франция погрузилась в политический кризис. Его драйвер — экономические проблемы. Выходом может стать только отставка президента страны.

Пятая республика давно живет не по средствам. Она накопила внушительный госдолг: 3,35 трлн евро, или 114% ВВП страны. Его обслуживание обходится в 67 млрд евро в год, что составляет почти половину дефицита госбюджета, который вырос до 5,8% ВВП, почти вдвое превысив нормативы ЕС. Но европейские регуляторы закрывают на это глаза, опасаясь прихода к власти во Франции евроскептиков. Дальше наращивать госдолг опасно, а повышать налог нельзя (во Франции уровень налоговой нагрузки один из самых высоких в ЕС), поскольку это приведет к обратному от желаемого эффекту: сократится база налогообложения и бюджетные доходы снизятся. В итоге премьер-министр Франции Франсуа Байру предложил парламенту единственно возможный выход: сократить в 2026 году расходы госбюджета на 44 млрд евро за счет отказа от индексации пенсий и социальных пособий, сокращения расходов на госаппарат, здравоохранение, образование, науку, экологические исследования и уменьшения количества праздничных дней. Нижняя палата парламента — Национальное собрание — этот план отклонила, что вынудило Франсуа Байру поставить вопрос о вотуме доверия. За доверие премьеру проголосовали 194 депутата, 364 — против, и Байру объявил об отставке.

За год это уже третья отставка премьер-министра, и дело не в личных качествах главы правительства и не в особенностях его экономической программы. Для левых и правых депутатов Национального собрания вопрос о доверии правительству давно перешел в область политической борьбы с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Летом прошлого года коалиция пропрезидентских партий «Вместе за Республику» с треском проиграла первый тур выборов в парламент правому «Национальному объединению». Но Макрону удалось переиграть правых во втором туре: кандидаты блока «Вместе за Республику» и левой коалиции «Новый народный фронт» действовали сообща, снимая менее популярного кандидата в пользу союзников, чтобы не допустить победы кандидата от правых. План сработал: правые не получили большинства, однако левые, явно рассчитывавшие на пост премьера за оказанные Макрону услуги, были жестоко обмануты в своих ожиданиях. Пользуясь президентскими полномочиями, Макрон раз за разом назначает премьер-министром политически близкого ему человека. А статья 49 конституции Франции позволяет правительству утверждать законы без одобрения парламента, если в течение 24 часов после принятия законопроекта Национальное собрание не примет вотум недоверия правительству. Таким образом, во французской политической системе, где практически все рычаги управления находятся в руках президента, у парламента есть разве что «стоп-кран» — голосование по вотуму недоверия правительству, которым депутаты все чаще пользуются.

Теоретически Макрон мог бы снова и снова назначать новых премьеров, не обращая внимания на парламент, если бы не обвальное падение его рейтинга. Он рухнул до 15%. И велика вероятность, что Макрон не досидит в Елисейском дворце до следующих президентских выборов (в которых он не имеет права участвовать), намеченных на весну 2027 года.

Как только Макрон назначил новым премьером своего ближайшего соратника, бывшего министра обороны Себастьена Лекорню, по Франции по призыву левых прокатились массовые протесты, заставившие вспомнить о «желтых жилетах». Но в отличие от «желтых жилетов» новое движение «Заблокируем всё» действует решительно, блокируя автомагистрали и железнодорожный транспорт. Помимо Парижа акции протеста прошли в Марселе, Лионе, Тулузе, Бордо, Ренне, и для их подавления власти направили около 80 тыс. полицейских. По итогам одного дня 13 полицейских были ранены, около полутысячи протестующих задержаны. Если подобные акции станут регулярными, экономика страны окажется парализованной, а Макрон будет вынужден объявить о досрочных президентских выборах.

Но даже если Макрон останется у власти еще на полтора года, отсутствие легитимности внутри страны ослабит его позиции на международной арене. В последние годы Макрон одновременно пытался играть первую скрипку в Европе, быть лидером антироссийской коалиции, противостоять США (объявив о необходимости «стратегической автономии Европы» от США задолго до возвращения Дональда Трампа в Белый дом), сохранить влияние в Африке и закрепиться в Закавказье, поддерживая Армению. Однако Франция не преуспела ни на одном из этих направлений: у Парижа не хватило ресурсов, чтобы подкрепить действиями громкие заявления. Если внутриполитическая ситуация обострится, Макрону придется забыть о наполеоновских планах — претензии на лидерство в Европе и обещании военной и финансовой поддержки Киева.