Участники форума «СПГ: экономика, технологии, решения», прошедшего на минувшей неделе в Санкт-Петербурге, в основном жаловались на низкий спрос. «Наблюдается очень сильное падение продаж, — заявил заместитель гендиректора по развитию компании “Газпром СПГ Технологии” Ильдар Аминов. — Рынок газомоторного топлива находится в состоянии стресса».
При этом во всем мире потребление СПГ увеличивается. По прогнозу Аналитического центра ТЭК (АЦТЭК), к 2050 году спрос на газ поднимется с текущих 4,3 трлн кубометров до 5,1–5,4 трлн. На этом фоне конкуренция на рынке СПГ будет только ужесточаться. Предполагается, что ключевые страны — США, Австралия, Катар и Россия — нарастят производство в два‒пять раз.
Российский сжиженный природный газ — продукт в основном экспортно ориентированный: из 34,7 млн тонн СПГ, произведенного в 2024 году, 33,6 млн были проданы за рубеж. Однако дальнейшее увеличение объемов заблокировано западными санкциями. В минувшую пятницу Reuters сообщило, что Еврокомиссия намерена внести в новый пакет санкций полный отказ от импорта российского газа.
Тему геополитических рисков на форуме предпочли не поднимать, сконцентрировав все внимание на внутреннем рынке и развитии сегмента малотоннажного СПГ, который в условиях внешних ограничений рассматривается как новая точка роста.
Газ в баке
Пока малотоннажный СПГ занимает незначительную долю рынка. По данным Национальной ассоциации СПГ (НАСПГ), в 2024 году его производство составило 172 тыс. тонн, из которых 12,5% пришлось на автономную газификацию, 14,5% — на экспорт. Основной же объем СПГ — почти 70% — используется как газомоторное топливо (ГМТ).
В прошлом году сеть заправочных станций СПГ в России расширилась на 56%, до 92 единиц. Однако это не привело к росту потребления: реализация сжиженного газа в качестве моторного топлива за тот же период сократилась почти на 3%. Негативная тенденция становится еще более осязаемой в случае с общим рынком ГМТ, который включает не только сжиженный, но и компримированный (сжатый) природный газ (КПГ): в 2024 году он обвалился на 20%.
Более того, «Газпром СПГ Технологии» ожидает дальнейшего падения потребления ГМТ — на 20% по итогам 2025 года. «Да, мы видим, что рынок стагнирует. И следующий год будет еще более тяжелым. Это надо объективно понимать и принимать», — считает Ильдар Аминов.
Ключевой проблемой стало резкое сжатие рынка грузоперевозок на фоне общей экономической стагнации. Деловая активность снижается, транспортные компании не выдерживают финансовой нагрузки. В результате техника массово выбывает из эксплуатации: компании возвращают тягачи, в том числе работающие на СПГ, лизингодателям.
По словам директора по газомоторной технике КамАЗа Евгения Пронина, общее падение рынка автомобильной техники составило 60%. Меры господдержки сфокусированы в большей степени на создании инфраструктуры СПГ (строительстве АГНКС/криоАЗС), а не на стимулировании потребителей. Даже субсидии на покупку СПГ-техники не покрывают разницу в стоимости машин на дизельном топливе. Впрочем, в эксплуатации техника на СПГ или КПГ эффективнее.
На долю СПГ в совокупном потреблении газомоторного топлива приходится менее 15%, и он не выдерживает ценовой конкуренции со сжиженным углеводородным (нефтяным) газом (СУГ). Таксисты и владельцы легкого коммерческого транспорта массово переходят с бензина или дизельного топлива на СУГ, который стоит 17–18 рублей за литр против 27 рублей за СПГ.
«Компании, перевозящие грузы, столкнулись с рядом проблем и сократили закупки в целом. Большие объемы техники остались невостребованными как на первичном, так и на вторичном рынке. А по отношению к транспорту китайского производства были введены ограничения», — соглашается начальник отдела реализации проектов автономной газификации «НоваТЭКа» Алексей Пономарев.
Сети «Газпрома»
На фоне общего падения рынка «Газпром» сумел нарастить продажи СПГ в качестве газомоторного топлива на 73% в прошлом году и на 20% за восемь месяцев этого года. И пока не намерен отказываться от планов строительства малотоннажных комплексов СПГ. Программа развития сети малотоннажных заводов газовой монополии поделена три макрорегиона: Центр и Юг, которые включают европейскую часть России; Урал и Сибирь, а также Дальний Восток. Наиболее обширно компания представлена в центре страны, где весь газ используется как ГМТ.
Программа предусматривает строительство 66 новых комплексов сжижения природного газа (КСПГ) в 43 субъектах РФ. Ее первая очередь (до 2030 года) предполагает сооружение 28 КСПГ, которые прибавятся к имеющимся четырем: «Канюсята» (Пермский край), «Садилово» (Татарстан), «Конаково» (Тверская область) и «Тобольск» (Тюменская область). Шесть из них уже строятся, 20 находятся на стадии проектных и предпроектных работ, два проекта заморожены.
Доля ГМТ составляет 85% в совокупном объеме производства малотоннажного СПГ «Газпрома». Однако компания намерена увеличивать и другое потребление. Так, заявляется, что КСПГ «Каргала» (Томская область), который компания рассчитывает запустить уже в октябре, станет обеспечивать газом не только транспорт, но и промышленные предприятия и население. Для этого в регионе строится пять систем приема, хранения и регазификации (СПХР), с которых газ будет выдаваться в сети потребителей.
Часть СПГ с томского проекта «Газпром» намерен поставлять в Красноярский край, с администрацией которого подписано соглашение о сотрудничестве. Договор предполагает закупку 150 автобусов на СПГ в 2025 году и еще 700 — в 2026–2027-м. «Это пример эффективного взаимодействия с регионом для расширения использования СПГ в качестве моторного топлива и для автономной газификации. Мы планируем тиражировать этот опыт на другие регионы», — подтверждает Ильдар Аминов.
Два проекта на Дальнем Востоке станут совместными с китайскими компаниями. «Китайцы выступают не только соинвесторами, но и контрактерами на часть объема СПГ, что позитивно влияет на привлечение проектного финансирования», — считает замгендиректора по развитию «Газпром СПГ Технологии».
И только два проекта «Газпрома» — «Ковыкта» и «Якутия» — заморожены. «Несмотря на то что на востоке страны имеется существенный спрос на сжиженный природный газ и есть планы газификации региона, нам пока не удалось подписать обязывающий контракт на поставку СПГ по устраивающим нас ценам», — поясняет Ильдар Аминов.
Сейчас «Газпром СПГ Технологии» владеет самой развитой системой сетей малотоннажных СПГ и СПГ-заправок. «А если в середине следующего года мы увидим более адекватную ключевую ставку, то запланированные на 2029–2030 годы проекты сможем реализовать и раньше», — заверяет эксперт.
Для выхода из кризиса, по мнению Аминова, необходимо пересмотреть механизмы государственной поддержки рынка ГМТ. Например, вместо инвестиций в развитие инфраструктуры сделать акцент на увеличение количества транспорта на ГМТ: ввести для них преференции при проезде по платным дорогам, запустить программы льготного лизинга и повысить субсидии на единицу техники. Все эти меры прописаны в недавно принятой Стратегии развития рынка ГМТ, на которую газовая монополия возлагает большие надежды.
В поисках сбыта
Между тем «НоваТЭК» фиксирует профицит порядка 30% на внутреннем рынке СПГ. «По мере ввода новых мощностей и роста производства СПГ, превышающего прогноз рынка и объем потенциального потребления, этот разрыв будет увеличиваться», — считает начальник отдела реализации проектов автономной газификации компании Алексей Пономарев.
В связи с этим «НоваТЭК» намерен активно развивать рынок малотоннажного СПГ не только в качестве газомоторного топлива, но и как энергоносителя. Корпорация собирается завершить в 2026 году формирование опорной сети криогенных заправочных станций (криоАЗС), увеличив их количество с 21 до 36, а пропускную способность — с 4700 до 8000 машин.
Логистическая компания NATCAR отмечает, что существующей сети заправок хватит для работы в центральной части России, до Урала, но недостаточно для выхода на восточные направления. Кроме того, по словам директора по транспорту NATCAR Евгения Большакова, одной из ключевых проблем является неподготовленный газ: это радикально увеличивает время заправки на некоторых станциях до одного часа против пяти минут у «НоваТЭКа». «Такая ситуация в логистике со сжатыми сроками абсолютно недопустима», — убежден эксперт.
Кроме того, NATCAR, как эксплуатант техники, работающей на газе, отмечает нехватку сопоставимых мер господдержки для СПГ-транспорта: налоговых льгот, субсидий или льготных тарифов на платных дорогах.
Тем не менее ГМТ имеет для России неоспоримые долгосрочные преимущества. Низкая стоимость, экологичность, возможность перевозок на большие расстояния гарантируют этому виду транспорта стабильный рост в будущем, уверен Евгений Пронин. Исходя из такой логики, КамАЗ целенаправленно переводит всю свою продукцию на газомоторное топливо. Уже сейчас компания выпускает огромное количество моделей на газе (КПГ и СПГ) — от магистральных тягачей и самосвалов до автобусов и спецтехники (мусоровозы, илососы, краны и т. д.).
Тем временем «НоваТЭК» в качестве нового рынка сбыта рассматривает энергоснабжение промышленных объектов при помощи СПГ, предлагая стационарные решения (СПХР) для крупных постоянных потребителей и мобильные регазификационные установки (МРУ) для временных, сезонных или мобильных проектов. В частности, компания запустила котельную со СПХР. «СПХР обеспечивает надежное снабжение, однако отличается высокой капиталоемкостью и длительными сроками строительства», — поясняет Алексей Пономарев.
«Чуть позже мы расширили поиск потенциальных клиентов и реализовали три проекта с использованием мобильных установок. Первый пример — теплогенерация складского комплекса, временное решение до технологического подключения к существующим газовым сетям. Второй — газификация асфальтобетонного завода, третий — питание газопоршневой установки на газоконденсатном месторождения, тоже временное решение до технологического присоединения к сетям», — рассказывает о поисках «НоваТЭКа» Пономарев.
Для интенсификации развития нового рынка «НоваТЭК» планирует проработать вместе с производителями энергетического оборудования ряд технических решений для газификации, включая создание жидкостного испарителя для малых ГПУ. Кроме того, компания совместно с отраслевыми объединениями намерена инициировать внесение в нормативно-правовую базу изменений, упрощающих эксплуатацию некапитальных регазификационных пунктов и оптимизацию проектных решений.
По мнению президента Ассоциации малой энергетики Максима Загорнова, СПГ имеет свою серьезную нишу в малой генерации на удаленных и изолированных территориях, где нет централизованных внешних сетей и электроэнергия вырабатывается из привозного дизельного топлива. «При грамотной организации подвоза и хранения СПГ (особенно если недалеко есть месторождение с малотоннажным заводом по производству сжиженного газа) это даст хороший экономический эффект: стоимость киловатт-часа у метана ниже, чем у дизеля. Кроме того, сжиженный природный газ — более экологичное топливо, а еще его невозможно украсть или слить», — говорит Максим Загорнов.
Председатель экспертного совета НИЦ ГМТ Алексей Трибунский отмечает существенный рост количества проектов в области СПГ и приход туда инвесторов. «Если раньше это были в основном крупные компании, такие как “НоваТЭК”, то сегодня почти половина вводимых объектов — проекты среднего бизнеса. Это стало возможно благодаря снижению капитальных затрат и самой программе субсидий», — подчеркивает он.
Одна из главных мер господдержки инфраструктуры — программа субсидирования Минэнерго. Ее бюджет с 555 млн рублей в 2023 году уже вырос до 850 млн в 2026-м. Программа возмещает затраты на уже готовые объекты, построенные за последние полтора года, и стимулирует расширение сети на новые регионы, с условием удаления от существующих объектов.
По словам Алексея Трибунского, объекты с российским оборудованием получили серьезные преференции как в большем размере субсидий, так и в приоритете при распределении средств. Благодаря описанному подходу в стране уже освоен полный цикл производства малотоннажного оборудования, и в этом году, судя по всему, 100% субсидий уйдет на такие проекты.
В результате главной проблемой рынка стало не отсутствие инфраструктуры, а сбыт. География покрытия заметно расширилась, белых пятен почти не осталось. Теперь ключевой мерой господдержки должно стать не субсидирование СПГ, а возврат к нормальным рыночным условиям: уменьшение льгот для дизеля, позволяющее усилить ценовое преимущество газа.
Ключевыми ограничениями являются не технологии, а логистика, сбыт и финансирование, соглашается Александр Адоевский, генеральный директор инжиниринговой компании «ИЭС Инжиниринг и Консалтинг» «Когда мы считаем ТЭО больших проектов, объективно всегда экономика хорошая. В будущем рынок СПГ будет расти, ценовая конъюнктура этому благоприятствует», — уверен он.