Ивановская область задает тон зеленой повестке: порядка 1 млрд рублей проинвестирует компания «ЛидерТекс» в развитие уникального для России проекта, который будет начинаться со сбора текстильных отходов в Центральном федеральном округе, включая Москву и Санкт-Петербург, продолжится собственной переработкой вторсырья, а потом — созданием из регенерированного волокна нитей и пряжи, которые пойдут на изготовление одежды, в частности рабочих перчаток.
В 2024 году ГК «ЛидерТекс» открыла в Иванове первое в стране производство нитей полного цикла из регенерированного волокна — мощность прядильной фабрики составила 400 тонн пряжи в месяц, инвестиции — порядка 500 млн рублей, а на проектные показатели производство вышло через полгода после открытия. И вот теперь — очередной инвестпроект в Кинешме, детали реализации которого текстильщики закрепили в июне на ПМЭФ трехсторонним соглашением с губернатором Ивановской области и Российским экологическим оператором (РЭО).
Компания вложит в проект 20% собственных средств, 80% — это льготный заем по государственной программе Фонда развития промышленности. Новое прядильное производство в Кинешме планируют запустить в 2026 году, оно позволит вдвое увеличить объемы переработанного сырья и в два с половиной раза — выпуск пряжи из регенерированного волокна. Уже в этом году на промплощадке бывшей фабрики «Томна» в Кинешме запущено производство контейнеров для сбора старой одежды, которые компания будет самостоятельно обслуживать, взяв всю логистику на себя. «Это называется замкнутый цикл экономики, его сможет осуществить самостоятельно, “под одним зонтом” наша компания — и тут речь идет не только о технологических и экономических мощностях, а о более серьезной цели — вывести отрасль легкой промышленности на другой уровень и уже от этого получать дополнительные бонусы», — говорит руководитель компании «ЛидерТекс» Артем Потапенко.
Осуществлять подобные проекты легко и сложно одновременно. С одной стороны, практически нет конкурентов, в стране острый дефицит мощностей для переработки текстиля. По данным Союзлегпрома, ежегодно в РФ образуется минимум 1,5 млн тонн старой одежды и текстильных отходов, но из 220‒250 тыс. тонн отходов, подлежащих утилизации (согласно нормативу в 10%), официально утилизируется максимум 20 тыс. тонн в год. В переработку поступают тоже считаные проценты таких отходов, тогда как в среднем по ряду технологичных стран — не менее 35%. При этом большинство текстильных отходов можно переработать: этот показатель, по экспертным оценкам, превышает 70%.
То есть фронт работ есть, условные «залежи» сырья огромны. С другой стороны, взять это сырье непросто, для этого надо наладить эффективный и регулярный сбор текстильных отходов. Задача в одиночку трудно решаемая, именно поэтому «ЛидерТекс» заручился поддержкой РЭО, а тот, в свою очередь, пообещал активно взаимодействовать с органами исполнительной власти — для организации мест под размещение контейнеров рядом с жилыми домами и вести просветительскую работу среди населения.
Компания «ЛидерТекс» создана в 2007 году в Иванове. Специализируется в производстве рабочих перчаток и рукавиц из брезента, изготовлении тканей, комплектов постельного белья, изделий из трикотажа, стрейч-пленки, ветоши. Основные активы — производственные площадки в Иванове, Кинешме, Калининграде и поселке Савино Ивановской области, сеть складов в крупных городах России.
Число сотрудников — 500 человек.
Выручка — 4,4 млрд рублей.
Опыт китайцев в русском изводе
Компания «ЛидерТекс», которая принадлежит Артему Потапенко — единственному учредителю с долей владения 100%, является законодателем мод в производстве рабочих перчаток с почти двадцатилетним опытом, имеет пять тысяч станков для их производства и ежемесячно выпускает более 20 млн пар. Популярные перчатки с ПВХ-покрытием, нитриловые, нейлоновые, резиновые, с латексным обливом и утепленные пользуются спросом как в России, так и в странах СНГ. Бизнес компании устойчив и диверсифицирован: есть ткацкая фабрика, где производят вафельное полотно, брезент, двунитку, бязь, поплин, есть швейное производство по выпуску и продаже комплектов постельного белья, а с 2022 года производят стрейч-пленку на собственном предприятии.
Почему же тогда компания решила обратить внимание на вторсырье? По словам Артема Потапенко, первоначальный посыл был жестким и случился в 2020 году во время эпидемии ковида, когда в морском порту города Пусан застрял контейнеровоз, который вез для производства резинку — один из компонентов выпускаемой продукции, без которого линия автоматически останавливается. Оставшись без сырья, в компании пришли к выводу, что это уже не производственный вопрос, а вопрос экономической безопасности: время диктует новые условия, и надо думать о том, как работать дальше.
Новые условия подразумевали и то, что больше нельзя полагаться, к примеру, на регулярные поставки хлопка из ближнего зарубежья — надо искать ему замену. И решили, что оптимальной заменой будет переработанный текстиль. Тем более что такой путь диктовала и общая экологическая повестка. «Утилизация текстиля — одна из самых дорогих, государству обходится в 74 рубля за килограмм, потому что вещи, которые мы носим, все с красителями, их нельзя сжигать, чтобы все это не уходило в атмосферу, — поясняет Артем Потапенко. — А когда мы разволокняем отходы, полностью их перерабатываем и делаем новую нитку, то даем вещам вторую жизнь, они к нам возвращаются, к примеру, перчатками».
Тема перчаток и стала ключевым посылом для нового проекта, так как для их выпуска фабрика закупает пряжу в Китае — да, из регенерированного волокна. Оценив ситуацию, в компании решили, что отходов хватает и в нашей стране и пора локализовать эту технологию в России, скопировали опыт китайцев и поставили его на русские рельсы. Это значит, что ушли от узкопрофильности, присущей промышленности Китая, где за каждую операцию отвечают разные компании — одни делают пряжу, другие ее красят, третьи вяжут изделия. В «ЛидерТексе» все процессы организовали под одним брендом. То есть технологически нового ничего не придумали, новым стал подход к делу — первыми в стране запустили проект полного цикла, от сбора и переработки вторсырья до выпуска готовой продукции.
Нить хоть куда
Об экономической стороне вопроса в компании говорят без цифр, потому что проект пилотный, опыта как такового нет. Впрочем, по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2024 году, с появлением собственного прядильного производства, норма чистой прибыли компании практически удвоилась — с 1,24 до 2,28%, а ее масса выросла с 59 млн до 101 млн рублей. И тут все очевидно: нить из регенерированного волокна, сделанная в России, дешевле китайской, так как не надо платить таможенные сборы и налоги, уходят транспортные расходы. Насколько дешевле — зависит от конъюнктуры рынка и колебаний курсов валют.
Кроме того, в «ЛидерТексе» уверены, что их нить будет максимально качественной, потому что они уделяют этому большое внимание. Для создания одной тонны пряжи для перчаток требуется около 700 кг текстильных отходов и 300 кг полиэфирной нити, но для достижения нужного качества пряжи желательно, чтобы 90% отходов были из хлопка, меньше подходят синтетические вещи, плащи. Кроме сбора старых вещей у населения компания также сотрудничает со швейными фабриками, техническими производствами, у которых образуются текстильные отходы. В переработке из сырья извлекают все максимально нужное для производства, а что не требуется — идет на выброс.
«ЛидерТекс» намерен использовать регенерированные нити для изготовления перчаток — чтобы заместить собственным производством аналогичную китайскую продукцию. Но спектр применения этих нитей гораздо шире. «Нашу нить можно использовать в любых направлениях, начиная с производства одежды, средств индивидуальной защиты и заканчивая обивкой мебели, потому что это продукт, за которым завтрашний день, нравится это кому-то или нет, — уверен Артем Потапенко. — Если разволокнить дорогую сорочку или свитер известного бренда из Европы, то обязательно встретишь нить из переработанного сырья, потому что зеленая повестка волнует всех».
В маркетинговом агентстве «Лаборатория трендов» подтверждают: да, рынок регенерированного текстиля растет, особенно в Европе и США, где спрос на «устойчивые» материалы высок и движется вперед в том числе с помощью фешен-брендов. Имея многочисленные точки продаж и интернет-площадки по всему миру, они вкладываются в маркетинг и поддерживают экоповестку, выступая ключевыми катализаторами развития сегмента «переработанной одежды». Мировой рынок пряжи из регенерированного волокна оценивался в 4,72 млрд долларов в 2023 году, прогноз — 10,28 млрд долларов к 2033 году, ежегодный темп роста — 8%. А мировой рынок переработанного текстиля будет расти в среднем на 10,6% в год, с 3,45 млрд долларов в 2024 году до 8,12 млрд долларов в 2033-м. «Кроме того, драйверами развития рынка являются такие факторы, как создание новых методов переработки текстильных отходов, государственные программы в Европе, устанавливающие цели по сокращению отходов, а также культивирование высокой экологической культуры среди миллениалов и поколения Z, готовых платить больше за регенерированные продукты», — отмечает директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарева.
В России информации о количестве пряжи и тканей из регенерированного волокна в профильных источниках пока не имеется, однако, по ряду экспертных оценок, не менее 10‒12% этой продукции уже используется в производстве таких видов одежды, как свитера, пуловеры, куртки, пальто, спортивные костюмы. «Развитие сегмента в стране тормозит тот факт, что большая часть оборудования для разволокнения сырья с последующим получением смесовой пряжи производится западными компаниями, его обновление и расширение парка машин затруднено из-за санкций», — говорит вице-президент Союзлегпрома Игорь Ульянов. Однако постепенно зеленая повестка берет свое: наряду с «ЛидерТексом» в этом направлении работает хлопчатобумажный комбинат «Навтекс», текстильная фабрика «Кантекс». Объемный проект с мощностями по переработке текстильных отходов планируют запустить в 2027 году в Башкирии, его реализация предусмотрена соглашением о защите и поощрении капиталовложений, подписанным в июле 2025 года между компанией «АкиТекс» и республиканским правительством, с финансовой поддержкой по линии ФРП в размере 326 млн рублей. На фабрике запустят линию разволокнения текстиля и выпуска нетканых материалов, а потом откроют линию по изготовлению стеклотканей, тканей для одежды и прядильный цех.
Осознанный сбор сырья
Какими бы передовыми ни были технологии по переработке текстильных отходов, все начинается с их правильного сбора и доставки в пункты переработки. А вот с этим есть проблемы в масштабах страны: большая часть старых вещей выбрасывается вместе с другим мусором, они сильно загрязнены, потому что не нашли дорогу к «правильному» контейнеру. В Союзлегпроме считают, что для налаживания эффективного и регулярного сбора таких отходов надо вводить верификацию для сборщиков «втортекстиля», проводить их ежегодный аудит, а в качестве главной задачи стимулировать рост сервисов замкнутого перерабатывающего цикла.
Кроме того, уже пора присвоить текстильной ветоши однозначный статус отхода, чтобы можно было включить ее в официальный список фракций, запрещенных к захоронению или сжиганию без выборки потенциальных вторресурсов. Пока у текстильных отходов, в частности тех, которые поступают от населения, нет соответствующего кода в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Целесообразно повышать и нормативы утилизации, как это делают в развитых странах. В РЭО подтвердили, что ставки экологического сбора с производителей товаров и упаковки, действующие с 2016 года, были впервые подняты на 15% только в 2024 году. Но указанный рост не позволяет утилизаторам компенсировать их затраты, что сдерживает развитие направления.
В России экологическая культура в целом находится на начальной стадии формирования. Согласно исследованию НАФИ 2023 года, решение экологических проблем, по мнению 71% опрошенных, лежит на бизнесе, общественных и государственных институтах, а вот сами люди еще не готовы уделять много внимания проблемам экологии. Хотя ситуация меняется с каждым годом: по опросам Финансового университета при правительстве РФ и компании «Ингосстрах», проведенным в 2025 году, 91% опрошенных знают о системе сортировки мусора, 44,6% имеют доступ к соответствующей инфраструктуре, а 31,7% россиян регулярно сортируют мусор дома.
По мнению Елены Пономаревой, процесс просвещения, как и процесс раздельного сбора отходов, надо поддерживать прежде всего созданием нужной инфраструктуры: если баков нет около дома или нужно специально куда-то ехать, чтобы сдать текстильные отходы, желание заниматься раздельным сбором мусора существенно снижается. Еще один работающий инструмент — подключение ретейла: люди, которые идут или едут в магазины, могут использовать специальные баки около входов или внутри торговых точек для сдачи старой одежды и текстиля. Или другой вариант партнерства с ретейлом — предоставление скидок потребителям, которые приносят старую одежду в обмен на новую.
В «ЛидерТексе» уже столкнулись с тем, что им не хватает сырья, поэтому и погружаются глубже в тему сборки отходов — начиная с самостоятельного производства контейнеров, их установки и транспортировки собранных отходов на фабрику предприятия в Кинешме. В компании очень рассчитывают на организационную поддержку в установлении контейнеров со стороны Российского экологического оператора, в планах — собирать отходы в Ленинградской и Московской областях, в городах ЦФО. География ограничивается возможностями компании, потому что сбор отходов — это большая затратная часть, нужны распределительные центры, своя логистика и решение многих других вопросов. Однако Артем Потапенко не исключает, что в перспективе они дойдут и до Сибири — просто построят там новую фабрику.