Индекс бизнес-климата чуть снизился, но ожидания предприятий улучшились. Платежный баланс в июле укрепился
Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности (ИПУ), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в третьем квартале 2025 года, снизился на один пункт и составил минус 9%.
Отскок предыдущего квартала — в январе‒марте ИПУ вырос сразу на три пункта после трех кварталов снижения подряд — не получил продолжения, что свидетельствует о неустойчивом балансировании потребительских настроений между стагнацией и спадом.
При этом компоненты ИПУ, описывающие изменения личного материального положения респондентов, не ухудшились. Уже произошедшую динамику респонденты оценили выше, чем квартал назад. А индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении даже вырос на один процентный пункт, до минус 3%.
Потянули общий индекс вниз компоненты, учитывающие оценки произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране (факт потерял два п. п., прогноз снизился на 3 п. п.). Хотя и здесь доли пессимистов и оптимистов сходны. Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике России в течение следующих 12 месяцев, составила 24%. Доля негативных оценок увеличилась на 2 п. п. и достигла 26%.
Индексы благоприятности условий для крупных покупок и для сбережений хотя и не ухудшились по сравнению с замером прошлого квартала, остаются на очень низких уровнях: минус 18 и минус 20% соответственно.
Банк России обнародовал результаты своего опроса нефинансовых предприятий (10,2 тыс. респондентов, период с 1 по 9 сентября). Опрос зафиксировал некоторое снижение оценок бизнес-климата по сравнению с замерами августа из-за более сдержанных текущих оценок производства и спроса. Индикатор бизнес-климата Банка России в сентябре составил 1,8 пункта после 2,0 пункта месяцем ранее. В то же время краткосрочные ожидания предприятий по производству и спросу, напротив, второй месяц подряд улучшались.
Оценки предприятиями изменения условий кредитования в сентябре ухудшились по сравнению с августом за счет ужесточения неценовых условий. Снизилась доля предприятий, сообщивших о смягчении условий кредитования. Общий баланс оценок находится вблизи средних значений 2021 года.
Согласно статистическим данным, доступным на начало сентября, российская экономика продолжает балансировать между стагнацией и спадом, констатируют авторы свежего квартального макроэкономического прогноза из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Остановку роста уже можно считать статистическим фактом. Вслед за сокращением ВВП в первом квартале 2025 года на 0,6% к предыдущему периоду с исключением сезонности его рост во втором квартале (к предыдущему периоду с исключением сезонности) оценивается в 0%.
Замедление экономики в первой половине 2025 года связано с негативным действием на динамику выпуска и спроса высоких процентных ставок, сокращением экспортной выручки, укреплением рубля и ростом импорта. Произошло исчерпание действовавших ранее факторов экономического роста. Наращивание государственных расходов упирается в растущий дефицит бюджета и уже не дает экономике прежнего импульса в условиях торможения экономической активности в частном секторе. За последние месяцы повышение процентных ставок охладило не столько потребительский спрос, сколько предложение.
В реальном секторе экономики все отчетливее наблюдается тенденция к сокращению выпуска и ухудшению финансово-экономического положения предприятий. На фоне общего замедления темпов роста в промышленности выпуск в ее гражданском секторе падает с начала года. За январь‒июль выпуск в промышленности за исключением оборонных производств уменьшился на 2,4%.
Платежный баланс в июле значительно укрепился. Баланс торговли товарами и услугами вырос до 7,7 млрд долларов с 4,5 млрд в июне. Это вывело счет текущих операций в плюс: 1,7 млрд долларов против минус 0,3 млрд в предыдущем месяце, даже несмотря на увеличение дефицита баланса первичных и вторичных доходов. Сальдо товарной торговли, выраженное в валютах недружественных государств, в мае‒июле стабилизировалось в сравнительно комфортном диапазоне 1,3–1,4 млрд долларов в месяц, что исключает технический фактор обесценения рубля.