Единый день голосования, прошедший в России 12‒14 сентября 2025 года, продемонстрировал высокую явку и даже рост электоральной активности на фоне сохраняющегося доминирования партии власти на выборах всех уровней. «Единая Россия» одержала победу во всех 20 регионах, где проходили выборы. Все ее кандидаты в губернаторы набрали заметно больше 50%, исключив вероятность второго тура. Эксперты единодушно трактуют этот результат как трансляцию личного авторитета президента России. Победили кандидаты, поддержанные главой государства. Очевиден в том числе успех выпускников президентских программ подготовки губернаторских кадров.
А вот напряженная борьба между КПРФ и ЛДПР так и не дала окончательного ответа, какая из двух партий готова закрепиться в роли второй по значимости политической силы в стране. На выборах губернаторов больше вторых мест заняли кандидаты от КПРФ, а в региональных парламентах — представители ЛДПР. Тем не менее в преддверии парламентских выборов 2026 года отмечается укрепление позиций ЛДПР и «Новых людей» и ослабление рейтингов КПРФ и «Справедливой России».
Интерес к региональным выборам
На этот раз единый день голосования оказался более результативным, чем, например, подобное по масштабам мероприятие в 2022 году, когда выбирались напрямую 14 губернаторов и депутаты шести региональных заксобраний. На это обстоятельство обращает внимание политолог, член Общественной палаты города Москвы Александр Асафов. Общая явка выросла на 8% относительно показателя трехлетней давности, составив около 47%. Если же сравнивать с итогами идентичного электорального цикла пять лет назад, то в 2020 году этот показатель тоже был менее внушительным — почти 43%.
Например, в Пермском крае показатель вырос до рекордного уровня — 49,03% (почти на 14% в сравнении с результатом пятилетней давности), а в Севастополе вообще до 66,96% (более 18%).
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что во многом этому способствовало дистанционное электронное голосование (ДЭГ), опыт проведения которого накоплен уже в 42 регионах России. Число заявлений на ДЭГ в 2025 году составило 1,7 млн, а явка в рамках именно этой процедуры достигла 90,54%. «То есть если ты там зарегистрировался, то почти наверняка проголосуешь», — констатирует собеседник «Монокля». Кроме того, в регионах, где голосование проходило дольше, показатели явки тоже были выше. Так, в Севастополе выборы проходили с 3 сентября и, как следствие, активность оказалась очень высокой.
Но даже если взять в качестве примера Свердловскую область, где явка составила «всего» 39,9%, то это исторически высокий результат, замечает эксперт. На аналогичных выборах депутатов глав региона такого показателя с начала века не было «даже при Эдуарде Росселе», чей авторитет позволил этому политику возглавить Средний Урал дважды. (В первый раз он был назначен на этот пост в 1991 году, а затем избирался через прямые выборы с 1995-го по 2009-й.)
Эти итоги подтвердили, что сложившийся политический порядок не просто устойчиво воспроизводится, но и поддерживается избирателями, считает руководитель департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына. Показатели явки традиционно зависят от специфики конкретного региона, но результаты прошедшего голосования указали на общую тенденцию: интерес к выборам сохраняется и даже растет.
Успех партии власти
Павел Данилин замечает, что во всех регионах победили политики, которых поддержал сам Владимир Путин, — это выдвинутые врио и действующие губернаторы. Такой итог явно указывает на высокий уровень поддержки президента, которая ретранслируется на его выдвиженцев. Например, Александр Хинштейн в Курской области набрал 86,92% — немного меньше, чем в Татарстане получил многоопытный глава этой республики Рустам Минниханов (88,09%). Близкие к этим показатели у кандидатов от партии власти в Ленинградской и Оренбургской областях, в Севастополе.
«Огромный процент получили люди, прошедшие через сито президентской программы подготовки кадров, через Школу губернаторов, — рассуждает собеседник “Монокля”. — Это Евгений Солнцев, Мария Костюк, Юрий Слюсарь, Евгений Первышов. Первышов еще и выпускник программы “Время героев”, а Костюк вообще руководила программой. Все эти люди прошли огромную школу жизни, управленческую школу. Серьезные стрессоустойчивые профессионалы».
«Единая Россия» также выиграла выборы во все 11 переизбиравшихся региональных парламентов. Причем в Белгородской области она набрала 72,98%, в Воронежской — 73,76%, в Рязанской — 72,58%. Одномандатники от «Единой России» тоже везде получили квалифицированное большинство.
В Новосибирской области, где смогли пройти в парламент сразу семь партий, «Единая Россия» опять-таки получила безусловное большинство — 51 мандат из 76. Люди консолидируются вокруг лидера, вокруг флага, поддерживают партию, которая является опорой для главы государства, убежден Данилин.
Увеличение явки в основном дало прирост именно результатам «партии власти», полагает президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. В среднем по стране поддержка ведущей политической силы увеличилась примерно на 13% относительно осени 2020 года.
Огромный процент получили люди, прошедшие через сито президентской программы подготовки кадров, через Школу губернаторов. Серьезные стрессоустойчивые профессионалы
Действительно, во всех 20 субъектах федерации, в которых с 12 по 14 сентября проходили прямые выборы губернаторов, каждый представитель партии власти получил больше голосов, чем все его конкуренты, вместе взятые. Более того, в 13 из 20 регионов кандидаты от «Единой России» набрали свыше 70%. В восьми регионах (в Татарстане, Краснодарском крае, Еврейской автономной области, Севастополе, а также в Курской, Ленинградской, Оренбургской и Ростовской областях) — 75% и больше. Такой результат — это тоже безусловное квалифицированное большинство, отмечает политолог Александр Асафов.
Иными словами, партия власти не просто одержала верх на прошедших региональных выборах, а показала подавляющее преимущество, не оставив альтернативным силам ни малейшего шанса заявить о претензиях на первое место.
Тот факт, что во всех субъектах федерации избрали действующих губернаторов или назначенных временно исполняющими обязанности, по мнению Дарьи Кислицыной из ЭИСИ, является маркером эффективности нынешней системы кадрового отбора на высшие должности и человекоцентричной региональной политики. Поддержку получили именно те кандидаты и партии, которые воспринимаются как ориентированные на реальные решения проблем людей, уверена собеседница «Монокля». А наиболее востребованной стала повестка, которая включает в себя проекты, разработанные в логике социальной архитектуры и направленные на повышение качества жизни.
Характерным примером, как замечает политолог, вполне можно считать Еврейскую АО, где губернатором избрана Мария Костюк. На протяжении своей работы в регионе в статусе врио она не на словах, а на деле показала настоящее служение, утверждает Кислицына. Особо примечательно, что эта женщина-губернатор пришла к служению через личную трагедию — гибель сына на фронте. Стояла у истоков Комитета семей и воинов Отечества (КСВО), работала в фонде «Защитники Отечества», руководила кадровым федеральным проектом «Время героев». Итог — очень высокий результат поддержки. Явка на выборах губернатора ЕАО составила 74,2%, а Костюк получила 83% голосов.
Если же брать, например, выборы губернатора в Иркутской области, то, хотя единоросс Игорь Кобзев набрал там 60,79% голосов, но и его ближайший конкурент-коммунист получил 22,65%. Это самый высокий результат оппозиционного кандидата на прошедших выборах. А в Свердловской области представителю КПРФ доверили свои голоса 15,25% избирателей, и это второе по значимости достижение оппозиционеров.
Впрочем, как замечает политконсультант, вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Петр Быстров, для Сергея Левченко, занявшего второе место на выборах иркутского губернатора, это не достижение и уж точно не успех. Ведь речь в данном случае идет об очень опытном и авторитетном политике, который не только накопил многолетний опыт работы в заксобрании области и в Госдуме. На протяжении четырех лет, в 2015‒2019 годах, он сам возглавлял регион. И нетрудно догадаться, что руководство КПРФ рассматривало его как реального конкурента в борьбе именно за кресло губернатора Иркутской области. Однако выборы показали подавляющее преимущество Кобзева.
Левченко смог набрать 22,65% благодаря традиционно лояльному электорату КПРФ и определенной части населения, которая хорошо помнит его в качестве полномочного губернатора, считает Быстров. Но за годы, прошедшие после ухода коммуниста с поста главы региона, усилилась тенденция к снижению потенциала КПРФ. И по мере того, как могущественная некогда оппозиционная сила теряет поддержку избирателей, слабеет и авторитет представителей партии. Кроме того, не стоит забывать, что и Кобзев успел поработать на посту иркутского губернатора и, следовательно, зарекомендовать себя.
Репетиция предстоящих выборов в Госдуму
Если говорить о политических партиях, то единый день голосования 12‒14 сентября стал для них важной площадкой подготовки к выборам-2026 в Госдуму, отмечают собеседники «Монокля».
В избирательных кампаниях партий приоритетное внимание уделялось социальной терапии, предложению новых мер поддержки конкретных категорий граждан, указывает Дарья Кислицына. И в этой связи опять-таки показательны результаты «Единой России», которая, по мнению эксперта, смогла убедить избирателя в том, что именно ей по силам не только дать конкретные обещания, но и выполнить их.
На очень плотную борьбу за второе место между КПРФ и ЛДПР обращает внимание Павел Данилин. «Семь вторых позиций на выборах в региональных парламентах у ЛДПР, три позиции — у КПРФ. А на выборах высших должностных лиц наоборот: шесть вторых позиций у ЛДПР и 12 позиций у КПРФ, — рассуждает он. — То есть они шли просто “ноздря в ноздрю”. Есть такие регионы, как Камчатка, где их друг от друга отделило считаное количество голосов».
Евгений Минченко обращает внимание на «повышательную динамику» ЛДПР и «Новых людей» на фоне «понижательной динамики» КПРФ и «Справедливой России». Александр Асафов соглашается, что прошедшие выборы показали, скорее, некоторое усиление ЛДПР. Одновременно, по его мнению, продолжилась тенденция постепенной утраты позиций «Справедливой Россией», наметившаяся ранее. КПРФ, как он считает, на прошедших выборах действительно старалась бороться за второе место. Правда, отчасти стремилась к этой цели за счет критики курса президента, хотя и без особого успеха. Например, коммунисты выражали недовольство дистанционным голосованием, которое в России стало уже нормой и показало высокую эффективность.
Если же мы говорим о других партиях, то, например, «Новые люди» и «Справедливая Россия» борются за четвертую позицию в рейтинге избирательских симпатий, уточняет Павел Данилин. «Кто получит четвертое место, у того будет гораздо больше поддержки, спонсоров и прочего на выборах в Госдуму, чем у того, кто окажется на пятом, — уверен эксперт. — И сейчас “Новые люди” очевидно выигрывают эту позицию. А пятое место партии для многих конкретных политиков может вообще поставить вопрос о попадании в Госдуму напрямую. Да и перетекания состоятельных спонсоров от “Справедливой России” к “Новым людям” исключать при таком исходе нельзя».
Действительно, партия «Новые люди» в новом электоральном цикле нарастила свое представительство в регионах на 184 тыс. голосов, набрав 16% в Воронеже, по 12% — в Смоленске и Томске. Появились депутаты от «Новых людей» в целом ряде других крупных городов, включая Астрахань, Владимир, Иваново, Ижевск, Казань, Краснодар, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Оренбург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Ульяновск, Чебоксары.
Очень хорошо выступила и Партия пенсионеров, считает Данилин. «Настолько хорошо, что возникла мысль, не пройдут ли они в Госдуму по списку, — делится он. — Это будет очень эффектный результат. И, кстати, очень неприятный для “Справедливой России”. Ведь две эти силы опираются в основном на один и тот же электорат, а у справороссов и так есть проблема в лице “Новых людей”».
«Зеленая альтернатива» пройти в региональные парламенты не смогла. И если она не получит мандаты в ближайшее время, то в 2027 году ее ликвидируют, категоричен политолог.
Попытки «закошмарить» избирателей
Отдельного внимания заслуживают внешние угрозы, которые обострились в дни региональных выборов 12‒14 сентября, замечает Асафов. Трудно сказать, какой регион больше всех пострадал в эти дни. «Но сама внешняя активность была просто запредельная, особенно в воскресенье, — комментирует эксперт. — Было видно явное желание закошмарить людей, которые в выходной, в хорошую погоду вышли не просто погулять, а посетить участки для голосования». Это была явная попытка помешать людям или вообще по возможности сорвать выборы.
Внешних атак действительно было много, соглашается Евгений Минченко. Помимо террористических (обстрелы приграничных районов, запуски БПЛА) были также хакерские (на цифровую инфраструктуру выборов) и информационные (например, в Севастополе было много дипфейков).
Кстати, количество кибератак поставило своего рода рекорд, замечает Дарья Кислицына. Ресурсы ЦИК приняли на себя более 500 тыс. виртуальных ударов, инфраструктура электронного голосования подверглась атакам 700 раз. Однако система выдержала, выборы прошли без эксцессов. Таким образом, единый день голосования в 2025 году стал стресс-тестом на цифровой суверенитет в контексте избирательной системы, который был успешно пройден, делает вывод собеседница «Монокля».
При этом особо важной задачей голосования сентября было обеспечение безопасности жителей приграничных территорий, подчеркивает Кислицына. Так, в эти дни четыре избирательных участка в Белгородской и Брянской областях были атакованы вражескими БПЛА, эти пункты пришлось перенести. Вообще, власти делали все необходимое для обеспечения безопасности людей в дни выборов, считает эксперт. Но и жители проявляли активность и твердость характера — голосовали, несмотря на провокации.
«Система стремится навстречу гражданину»
Новизной прошедших выборов стала возможность удаленного волеизъявления в столице России. Воспользоваться ею могли жители всех регионов голосования, находившиеся в Москве в период с 12 по 14 сентября. Удобство такой услуги очевидно, и губернаторы благодарили Центризбирком и столичные власти за то, что она была предоставлена, говорит Минченко. Всего для гостей города были открыты 14 экстерриториальных избирательных участка.
При этом точки, где можно было сделать свой выбор, размещались с учетом удобства приезжих, замечает Асафов. Например, один из этих пунктов находился прямо на станции метро «Курская», то есть в непосредственной близости от вокзала, куда обычно прибывают приезжающие в столицу жители Курской области. Александр Хинштейн, который возглавил регион по итогам выборов, избавившись от приставки «врио», лично посетил пару таких точек.
А за три дня, по данным ЦИК, в Москве проголосовали более 1500 курян, уточняет Кислицына. Формат оказался востребован. Столица постаралась создать хорошие условия для избирателей всех регионов, и это сработало на укрепление доверия людей. То есть система не просто ждет шагов от гражданина, а сама стремится ему навстречу, подстраиваясь под его мобильный образ жизни. «Это важный символический жест, который говорит об адаптации избирательной системы к современным реалиям», — считает политолог.
Новые женщины-губернаторы
Прошедшие выборы сформировали тренд на появление во главе российских регионов обладающих высоким управленческим профессионализмом женщин. К такому выводу склоняется Дарья Кислицына. В самом деле: хотя дама-губернатор — явление совсем не новое для страны, но и нормой оно пока не стало. Однако по итогам прошедшего электорального цикла ответственная задача — руководить субъектом федерации — оказалась возложена сразу на двух женщин. Помимо уже упомянутой выше Марии Костюк, возглавившей Еврейскую АО, от приставки «врио» избавилась Ирина Гехт, ставшая главой Ненецкого автономного округа решением местного депутатского корпуса. Она закончила Школу губернаторов, много работала в регионах, в том числе руководила правительством Запорожской области, уточняет Кислицына.
В свою очередь, Александр Асафов замечает, что обе женщины-губернатора возглавили не самые простые регионы: один на Дальнем Востоке, другой на Крайнем Севере. В обоих субъектах РФ их новым главам предстоит решать по-настоящему серьезные задачи, чтобы подтвердить правильность выбора, сделанного местными избирателями.
Итак, единый день голосования подтвердил безусловное лидерство «Единой России». Однако по его результатам сложно оценивать перспективы остальных политических сил на предстоящих в 2026 году общефедеральных выборах в нижнюю палату парламента. Причем интрига касается не только второго места, которое вполне может занять ЛДПР, потеснив КПРФ. А «Справедливой России» придется жестко конкурировать не только с Партией пенсионеров, но и с «Новыми людьми».