Хватит ли вам места на бирже

Кто, как и для чего сейчас выходит на биржу с небольшими выпусками облигаций и найдется ли на долговом рынке место вашей компании

Алексей Антипин, основатель инвестиционной компании «Юнисервис Капитал»
Читать на monocle.ru

Рынок так называемых растущих компаний, то есть субъектов МСП или несколько переросших этот этап, начал формироваться в своем нынешнем виде в 2017‒2018 годах. Связано это было с ослаблением требований к эмитентам облигаций: объем финансирования, для привлечения которого не требуется проспект ценных бумаг, вырос с 200 млн рублей до 1 млрд, порядок допуска ценных бумаг к торгам был детализирован.

Сделано это было как раз для популяризации долгового рынка среди компаний малой и средней капитализации. И расчет оказался верным: сотни новых имен за восемь лет появились на бирже с облигационными займами.

Мы стояли у истоков этого процесса, и я очень хорошо помню, как приходилось доказывать собственникам и директорам компаний МСП доступность и перспективность биржевого фондирования. Одним из самых распространенных был и остается вопрос-возражение: «И что, наши облигации кто-то купит?»

Купит, при хорошей подготовке и правильно сформулированных параметрах. Купит — во многом потому, что параллельно с притоком новых заемщиков-эмитентов на биржу активно пошли частные инвесторы.

ВДО: правила игры

В эмиссионной документации в графе «цели привлечения» чаще всего можно найти стандартную формулировку — «пополнение оборотных средств». Но в реальности руководители всегда заранее знают, на что им нужны инвестиции.

Облигации отлично подходят в качестве источника для приобретения основных средств — обновления оборудования, запуска новых линий. Кейсы ООО «Ультра» (завод металлических сеток), ООО «Сибстекло» (крупнейший производитель стеклотары за Уралом) тому подтверждение.

Облигационные средства могут направляться на масштабирование компании — открытие новых филиалов. Например, ООО «Круиз» (сервис внутригородских переводок «Грузовичкофф») направляло средства на запуск своего сервиса в новых городах.

Часто заемные средства направляются на увеличение закупок сырья или товаров. Это позволяет компании не просто пополнить запасы для наращивания производства, но и за счет большого объема сделки снизить себестоимость. Под эти цели привлекали средства на бирже поставщик пищевых компонентов «Селл Сервис» и Новосибирский завод резки металла (НЗРМ). Обе компании смогли, закупив «побольше и подешевле», перепродать сырье или готовые изделия (как в случае с НЗРМ) чуть «позже и подороже», заработав на росте стоимости этого самого сырья.

Совершенно адекватно выглядит и рефинансирование текущего долгового портфеля посредством биржевых механизмов: краткосрочные займы таким образом переводятся в долгосрочные, поддерживая ликвидность. В качестве примера можно привести уже упомянутого эмитента — производителя стеклотары «Сибстекло». Половину средств от выпуска облигаций Сибстекло-БО-П03 компания направила на увеличение запасов сырья и готовой продукции. Вторую часть эмитент использовал для замещения выбывающего по плану кредитного портфеля.

Актуальным в последнее время становится выпуск облигаций не ради собственно денег, а как этап подготовки компании к выходу на IPO. Потому что это позволяет решить сразу две задачи: немного подготовить свою команду к публичности (обязанности раскрывать информацию, коммуницировать с инвесторами) и появиться на радарах у инвесторов.

Отраслевое разнообразие, как вы уже поняли из приведенных примеров, на рынке огромное, и мы уже, пожалуй, ответили на вопрос «а кто может выйти на биржу» в этом разрезе.

Другой момент — размеры бизнеса, финансовое положение, текущая долговая нагрузка. На этот счет есть формальные и не совсем формальные (но все-таки сформулированные) параметры: годовая выручка от 200 млн рублей, долговые показатели не выше определенных значений, срок существования юридического лица от трех лет. Не так уж и страшно. Именно поэтому тысячи российских предприятий потенциально могут стать эмитентами биржевых облигаций. Могут, но не торопятся это сделать.

Вам сюда нельзя

Для чего и кому не подходят облигации? Они однозначно не подходят для финансирования стартапов. Если компания имеет стабильную выручку, какое-то место на рынке и способна обслуживать долг при текущем положении вещей — есть возможность привлечь инвестиции для запуска нового направления. Не «выстрелит» проект (а такое бывает) — основное направление способно будет и обслуживать долг, и погасить его. Но если в основе бизнеса пока только идея и горящие глаза собственника — это не про облигации. Это венчурное финансирование, свои средства, друзья или кредиты на собственника под залог его же имущества.

Вообще, говоря о критериях отбора еще менее формально, я бы сказал, что идеальный эмитент для нас как для организатора — это стабильный бизнес + идея + стратегия развития. Конечно, много выпусков мы делали и продолжаем делать под рефинансирование текущих обязательств или просто пополнение оборотных средств. Но и нам, и инвесторам интереснее, когда на рынок выходят компании, которые четко понимают (и могут показать на цифрах), куда они средства направят, как смогут масштабировать бизнес.

Внимание, публичность

И теперь о сложностях, которые подстерегают новоиспеченного эмитента буквально на каждом шагу.

Начнем с процесса подготовки к размещению выпуска: здесь важно (еще раз!) иметь финансовую модель и стратегию развития. Нужно показать наглядно, для чего компании средства, как она будет развиваться и как сможет обслуживать и вернуть долг. Это важно и при собеседовании с биржей, и в рамках процедуры рейтингования. Получение кредитного рейтинга от одного из четырех российских агентств формально не является обязательным. Но в реальности без него вас на биржу не пустят.

Далее — этап премаркетинга. Директорам компаний трудно перестроиться на нужный для инвесторов лад и начать говорить откровенно не только об успехах компании, но и о проблемах. А в диалоге с инвесторами в процессе подготовки к размещению это необходимо. У инвесторов будут вопросы. И вы должны уметь на них отвечать.

Очень важный блок, который начинается с момента подачи эмиссионных документов на регистрацию и заканчивается только вместе с погашением, — раскрытие информации. Помимо публикации годовой бухгалтерской отчетности с аудитом (причем с отчетности за 2024 год засчитывается только заключение, подготовленное аудиторской компанией из специального реестра ЦБ) эмитенту нужно раскрыть: отчет эмитента, годовой отчет, сообщать о прочих существенных фактах.

Не менее важной (хотя и необязательной) является IR — коммуникация с инвесторами. Сообщая о своей деятельности инвестиционному сообществу на постоянной основе, компания сохраняет для себя возможность размещать новые займы или готовиться к IPO (в гораздо более редких случаях, но все же).

Выглядит действительно пугающе. Особенно для МСП, и прежде всего для МСП из регионов, где практически невозможно найти специалистов по IR, юристов по раскрытию. Но наша задача как организатора — продумать и пройти вместе с эмитентом весь маршрут, от решения использовать биржевые облигации в качестве источника финансирования до момента полного погашения облигаций, с промежуточной (но важнейшей) остановкой в виде фактического получения средств от инвесторов.

Стоимость финансирования

При текущей ключевой ставке Банка России (17% на момент написания этого материала) облигационные займы кажутся весьма и весьма дорогими, и многие компании откладывают реализацию инвестиционных проектов до более благоприятных времен.

Если посчитать реальную эффективную ставку для компаний, учитывающую все затраты на регистрацию, получение рейтинга, комиссии за привлечение инвесторов и прочие сопутствующие расходы, ее уровень будет еще выше. К примеру, при размещении выпуска на три года на сумму 200 млн рублей для эмитента с рейтингом BB рыночная ставка купонного дохода составляет на данный момент 24% годовых, а эффективная ставка (с учетом всех затрат на подготовку и сопровождение) — около 25‒25,5%. И это уже с учетом плавного разворота денежно-кредитной политики Банка России.

Тем не менее на рынок выходили и продолжают выходить компании, которые выпускают уникальную для России продукцию, ставшие бенефициарами ухода иностранных конкурентов и активно занимающие освободившиеся рынки. Здесь можно привести в пример компанию «Хромос Инжиниринг» — производителя лабораторных и промышленных хроматографов: компания очень быстро растет, завоевывая рынок РФ, и обслуживание обязательств по высоким ставкам ей по силам.

Размещаются компании, которым надо рефинансировать текущие обязательства. И здесь облигации не проигрывают банковским ставкам по кредитам, а если учитывать прочие факторы (срок до погашения, отсутствие залога, дюрацию), то даже и выигрывают. Таких примеров множество — начиная с крупнейших компаний вроде «Газпрома» и продолжая, но не заканчивая эмитентами третьего эшелона облигаций — это, например, Сибирский комбинат хлебопродуктов и многие другие заемщики.

Если завтра дефолт

Не все истории заканчиваются благополучно, то есть полным погашением займов. Бывает так, что компания (как правило, по совокупности разных причин и обстоятельств) не справляется со своими обязательствами по обслуживанию или погашению облигационного долга своевременно.

Но необязательно это означает конец истории бизнеса и банкротство. В подобных кейсах все решает воля собственника бизнеса и топ-менеджмента к победе и выживанию. Долг по облигациям можно реструктурировать, изменив сроки обращения бумаг, порядок погашения и процентные ставки.

Да, это не так просто: договариваться придется не с одним кредитором (как в случае реструктуризации банковского кредита), а со всеми инвесторами, коих может быть и сотни, и тысячи человек. Для утверждения новых условий нужно получить согласие инвесторов, владеющих 75% облигаций (плюс одна ценная бумага сверху) в обращении. И подобные кейсы есть.

Инвесторам интереснее компании, которые четко понимают (и могут показать на цифрах), куда они направят средства и как смогут масштабировать бизнес

В случае же, когда контролирующие должника лица не инициируют подобного диалога, а напротив, стараются поскорее вывести активы с юридического лица компании, допустившей дефолт, исход предопределен — процедура банкротства, в рамках которой, как правило, к субсидиарной ответственности привлекаются лица, управлявшие бизнесом на момент дефолта.

Биржевое фондирование можно использовать как мощный рычаг для развития компании, направляя финансовые потоки в необходимое русло. Тот же кейс «Грузовичкофф» — пример рационального и эффективного управления инвестициями: только число городов присутствия с 2018 года увеличилось в четыре раза, не говоря уже о мощном усилении ИТ-инфраструктуры сервиса. В 2025 году компания погасила все обязательства перед инвесторами, не допустив ни одной просрочки по платежам и завоевав репутацию надежного заемщика на бирже. Это, безусловно, еще сыграет роль в ее дальнейшей судьбе.

Полагаем, что логика развития российского реального сектора делает неизбежным сценарий выхода на биржу все большего числа эмитентов и место на фондовом рынке найдется всем.