Да, пока нет одного из ее признаков — снижения ВВП в течение двух кварталов подряд. В первом квартале, по данным Росстата, он сократился на 0,6%, а во втором вырос на 0,4%. Однако данные за третий квартал могут перевернуть ситуацию: произойдет пересмотр итогов второго квартала, да и данные за третий, судя по ситуации в экономике, могут показать снижение ВВП.
Дело в том, что, если исходить из данных Росстата, промышленное производство за восемь месяцев года выросло всего на 0,8%. И ситуация здесь крайне неравномерная: положительный результат обеспечили отрасли, связанные с выпуском военной продукции, а вот, например, добыча полезных ископаемых припала на 2,3%. Несмотря на то что ЦБ в середине сентября снизил ключевую ставку с 18 до 17%, дельта между стоимостью денег и инфляцией остается на прежнем уровне, поскольку фиксируется замедление роста цен. Да и сам регулятор признает, что снижение ставки на 100 б. п. «не приведет к дополнительному смягчению денежно-кредитных условий, поскольку это уже учтено в рыночных процентных ставках». Более того, в ЦБ отмечают, что снижение «может даже немного ужесточить их, поскольку большинство участников рынка ожидают более сильного снижения ключевой ставки».
Так что кредит по-прежнему не всем по карману. Что, собственно, показывают данные по инвестиционной активности: темпы их роста сокращаются. И если в первом квартале прирост составлял 8,7% год к году, то во втором только 1,5%.
Косвенный показатель состояния экономики — производство электроэнергии — показал сокращение на 2% за первое полугодие. В потреблении электроэнергии тоже наблюдается спад: на конец сентября «Системный оператор» отчитался о сокращении энергопотребления на 0,9%. Снижение зафиксировано и в транспорте, грузооборот здесь снизился на 1,5% (за исключением трубопроводного).
В свою очередь, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на Московском финансовом форуме, признала, что экономика замедляется, но рецессию отвергла: «Рецессии нет. И даже когда говорят о технической рецессии, имеют в виду, что экономика снижается два квартала подряд».
Мы опросили предпринимателей из разных секторов экономики, с тем чтобы оценить, какова ситуация «в поле». Она неоднородная. Практически все отмечают негативное влияние высокой ставки на их бизнес. Большинство фиксирует падение спроса на свою продукцию и ожидают падения выручки по итогам года. Ассоциация «Русская сталь» ожидает сокращения потребления стали по итогам 2025 года на 10%. В «Северстали» отметили, что наибольшее падение спроса зафиксировано в секторе машиностроения — 25%.
Еще больший обвал, по словам представителя компании — производителя дорожной техники «Тонар» в первом полугодии произошел на рынке полуприцепов: 70%.
Там, где падения спроса не случилось, тем не менее не наблюдается и роста. Так, в компании ПСМ, которая занимается производством дизельных и газопоршневых электростанций, рассказали, что в 2024 году у нее был двукратный рост производства, но в первом полугодии 2025-го спрос остался на том же уровне; более того, начиная со второго квартала стало заметно охлаждение: спрос резко замедлился, закупки со стороны нефтегазовой отрасли, одного из ключевых заказчиков, практически остановились.
Впрочем, есть и те, кто ожидает во втором полугодии оживления спроса. Среди них представители строительной отрасли. Подъем они связывают с начавшимся снижением ключевой ставки, которое оказывает влияние на ипотечный рынок и возвращает интерес к недвижимости. Среди оптимистов ИТ-отрасль. Здесь отмечают рост спроса со стороны клиентов, которые сокращают сроки согласования, что «является признаком здорового рынка, а не спада». Благоприятная конъюнктура складывается в фармацевтике: рост в этом секторе за первые полгода, по данным IQVIA, составил 15%, и предпосылок для остановки участники рынка не видят.
Следующее заседание ЦБ по поводу ключевой ставки запланировано на 24 октября. В резюме по итогам сентябрьского заседания сказано, что его участники были единодушны: необходимо сохранить нейтральный сигнал, поскольку сохраняются инфляционные риски. В связи с этим не исключено, что ЦБ может сделать в процессе снижения ключевой ставки паузу.